Текстовая версия выпуска
Ольга Зацепина: Здравствуйте, дорогие любители пива! Вы слушаете вкусное ток-шоу «Пивной сомелье» и в виртуальной студии программы Ольга Зацепина.
5-й выпуск программы посвящен темному пиву, мы будем говорить об его особенностях с бирофилом и пивным блогером Сергеем Магером. Кроме огромной экспертизы в пивоварении и пивопитии наш сегодняшний герой славен в кругах пивных гурманов еще и как организатор фестиваля интересного пива “Магерфест”. Закулисье этого камерного питерского феста мы в разговоре тоже не обойдем, а начинаем, как всегда, с самых интересных новостей мирового пивоварения.
BEER NEWS
Агент 007 в 23-й части бондианы под названием «Скайфол» вместо мартини с водкой будет пить пиво. Кроме легендарной фразы “смешать, но не взбалтывать”, уйдет в историю и лицо главы британской разведки МИ-6. Седовласая героиня Джуди Денч, игравшей в восьми фильмах о Джеймсе Бонде , в новой серии погибнет, а новым боссом суперагента станет английский актер Рейф Файнс, известный российскому зрителю по ролям в фильмах «Английский пациент» и «Список Шиндлера».
С 25 по 27 мая в Риге состоится Второй международный фестиваль пива Latviabeerfest. В этом году праздник пива будет проходить в старейшем Верманском парке, который находится в самом центре города. В течение трех дней жители и гости Риги смогут попробовать более 50 сортов пива местных и зарубежных пивоваров. Помимо крупных латышских, эстонских и немецких брендов, в фестивале примут участие небольшие домашние пивоварни, которые представят сорта пива, приготовленные по эксклюзивным рецептам. В рамках Latviabeerfest будет проводиться международный конкурс на лучшее пиво - оценивать образцы будет комиссия независимых экспертов-дегустаторов. Проводит фестиваль Латвийский музей пива в сотрудничестве с профессиональными ассоциациями местных пивоваров.
Пльзеньская пивоварня Purkmistr обещает этим летом открыть пивные бани - находиться они будут в гостинице, перестроенной из бывшей сельской усадьбы. Нежиться в пиве смогут одновременно 25 человек. Пивные бани будут включать 4 ванны для одиночных клиентов и одну для пар, веллнесс-центр и сауну. Это будет уже второй пивной спа на западе Чехии - подобный релаксационный центр работает при пивзаводе в Ходове Плане.
В Интернете появился новый сайт для пивных гурманов - ресурс brewtrackr.com проходит стадию бета-тестирования. Сервис создан, чтобы вести дневник дегустаций, обмениваться впечатлениями с другими бирофилами и рекомендовать интересные сорта. Сайт интегрирован с Фейсбуком и Твиттером, существует он также и в формате приложения для Айфона.
ПИВНОЙ СОМЕЛЬЕ
ОЗ: Ну, а пивной сомелье этого выпуска - известный питерский бирофил, пивной блогер, организатор «Магерфеста» – пивного фестиваля, - зовут его Сергей, как не трудно догадаться, Магер. Сергей, добрый день!
СМ: Добрый день.
ОЗ: Я хочу начать с того, что меня всегда интересовало, что значит ваше прозвище «Магер»?
СМ: По-голландски, это значит «худой, тощий».
ОЗ: А как вы его заполучили?
СМ: Долгая история, я пришёл на своё предыдущее место работы и там все играли в Quake, нужно было срочно выбрать никнейм, я тут почему-то вспомнил это слово и вот так вот написал его, а потом уже как-то привязалось и пошло-поехало.
ОЗ: Вы говорите по-голландски?
СМ: Чуть-чуть, знаю несколько слов, но могу дорогу спросить, а главное, могу пиво попросить.
ОЗ: Это интересно. Ну, хорошо, Сергей, для наших слушателей я скажу, что разговаривать мы будем, естественно, о «Магерфесте» Сергея и обо всём, что он может нам интересного о пиве рассказать – это раз. И вторая большая тема, которую мы будем обсуждать – это тёмное пиво, но, я думаю, что до тёмного пива мы дойдёт постепенно, а давайте начнём всё-таки с фестиваля, с «Магерфеста», расскажите, как вам пришла идея делать такой фестиваль, чем вы руководствовались, чем вдохновлялись?
СМ: Вдохновлялся я европейскими фестивалями, потому что наши фестивали меня не устраивали и так далее. Я не люблю очень много людей, но к тому времени я уже любил пиво, подсел на него плотно. Был на нескольких фестивалях в Европе, мне очень нравилась добрая атмосфера, посвящённая именно напитку, а не развлечению, не пляскам в лужах без маек и так далее, хотелось чтобы всё это было точно также по доброму, как я это видел. Вообще, мой, конечно, идеал – это небольшой шатёр, в который входят люди с блокнотами и, внимательно выпивая по 0,3, делают пометочки в пивблокноте и всё это длится, длится и длится, конечно, потом всё становится веселее, но всё равно блокнотики из рук не выпускают. Все идеи ко мне приходят, лёжа на диване. Вот я лежу на диване и говорю: хорошо бы построить каменный мост, продавать нужные крестьянам товары.
Ничего бы не случилось, если бы я однажды не сидел бы со своим хорошим знакомым Сергеем Васильевым - это директор группы «АукцЫон», мы сидели с ним попивали, как ни странно, кофе и я говорю: «Серёга, вот такая идея, я даже придумал двор Треугольника, очень такая европейская атмосфера, вот было бы здорово». Он так сделал секунду паузу и говорит: «Серёга, делаем». С тех пор, как Остап Бендер: до этого момента он был свободен, до момента организации «Рога и Копыта», а потом оказалось, что у него куча обязанностей, вот тоже получилось, что с фестивалем куча обязанностей, но тем не менее, три раза прошёл, в прошлом году я торжественно рявкнул, что я больше вообще проводить не буду, но в этом году я снова впрягся, снова начинаем.
ОЗ: Ну что, люди с блокнотиками вас убедили, что нужно этим заниматься или какие-то другие люди?
СМ: Ну, наверно, шило в одном месте убедило, что надо всё-таки этим заниматься и тем более, как оказывается, люди говорят: «На следующем «Магерфесте» будет то-то», я говорю: «Стойте, стойте, стойте, я ещё ничего не решил». – «Да ну тебя, всё равно решишь». Судьба, видимо, такая.
ОЗ: Хорошо, Сергей, а расскажите что для вас было самое сложное от момента первой организации первого фестиваля, ну, вот до современности?
СМ: Самое сложное – это когда тебе предъявляют, что, с одной стороны, это показатель твоих заслуг, с другой стороны, наверное, это сложно, тебе говорят: «Уже не тот», понимаете, уже не тот, уже вот что-то не то в этом.
ОЗ: Да, да, да, знаете, “Жживой журнал” уже не тот, и пиво нынче стало всё не то, и трава не такая зелёная, мне кажется, это проблема вообще любого долгого проекта. Ну, не то, чтобы даже проблема, а такая специфика и особенность восприятия людьми.
СМ: Да, но с другой стороны, тебе уже просто начинают какие-то, может быть, заслуженно претензии предъявлять. Ты, покорячившись, ну в хорошем смысле, конечно, три дня, на четвёртый ты лезешь в Интернет читать отзывы, а отзывы вместо того, чтоб нести какой-то конструктив... люди начинают цепляться к какой-то детали, её выворачивать, развивать, поэтому я в прошлом году вспылил и сказал, что больше ничего не будет.
ОЗ: Да, я поэтому предлагаю перейти к каким-то основным принципам “Магерфеста”, я так понимаю, что для вас критически важным оказалось камерность, какая-то такая вот особенная атмосфера, чтоб всё это было красиво, а что ещё? Что ещё для вас важно?
СМ: Во-первых, чтобы там было всегда интересное пиво, потом постепенно в дискуссиях, допустим, в тех же больших компаниях есть хорошее пиво, у того же “Карлсберга” есть мини-пивоварня “Якобсен”, которое идёт вообще роскошные сорта и что же не пускать, допустим, если ко мне приедет пивоварня “Якобсен”? Что же мне сказать, не приходите? Поэтому, вот в этом году, наверное, это просто посвящённые пивоварению, но принцип такой же.
ОЗ: Ну, да, открывать что-то новое - это самое важное. Кстати, если же ведь ещё и проект совместных варок, в которых большие пивовары тоже активно участвуют и создают какие-то интересные сорта.
СМ: В том-то всё и дело.
ОЗ: Тоже, наверное, ваши какие-то.
СМ: Хорошие знакомые, да, в одной из варок я поучаствовал, это как раз варка прошлого года к фестивалю, когда был <неразборчиво> 1928 года, очень мне понравилось участвовать, сказал два слова, которые чуть-чуть повлияли на мой выбор хмеля, мне это очень понравилось.
ОЗ: Хорошо, Сергей, а расскажите, пожалуйста, сколько у вас народу из года в год проходит через фестиваль? Становится людей больше, становится их меньше, они на одном уровне держатся?
СМ: На одной уровне держаться, но я оптимистически оцениваю в 3-5 тысяч человек, но обычно всегда меньше, около трёх тысяч, но это единовременно никогда не бывает.
ОЗ: Ну, естественно.
СМ: Естественно, хочется больше. С одной стороны не хочется пренебречь камерностью, с другой стороны такая вот тефтомия получается.
ОЗ: Хорошо, а вот я заметила, что у вас, не смотря на то, что вы говорите, что как бы развлечения-развлечения, как-то я к ним не так отношусь, но я знаю, что у вас тоже играют музыканты.
СМ: Музыканты, естественно, играют.
ОЗ: Как вы их выбираете и играет ли тут какую-то роль их отношение к пиву, любовь к пиву или это не так уж важно?
СМ: Это не так уж важно, вообще очень субъективный отбор, т.е. если группа мне не нравится, она никогда не будет играть, начнём с этого.
ОЗ: Личная очень история.
СМ: Не совсем личная, т.е. мы стараемся интересную музыку, опять-таки, некоторый фактор стечения <обстоятельств> происходит, почему? Потому что мы их не очень хотим видеть их аудиторию, а это раз, а с другой стороны, есть группы которые просто мне не нравятся, вот и всё. Но, и с третьей стороны, музыка должна быть чем-то интересной, какая-то такая весёлая, позитивная, или, наоборот, очень красивая негативная, что-то такое вот не совсем обычное.
ОЗ: Что-то особенное! “Особенное” – это слово, которое у нас раз за разом звучит сегодня в этой программе и в этом интервью.
СМ: Поскольку, опять-таки хочется поддержать добрую семейную атмосферу, у нас там ещё есть детский батут, в позапрошлом году были аниматоры, которые с детьми рисовали, такая вот, добрая хорошая атмосфера.
ОЗ: Вот очень важный вопрос, который хотела вам задать в конце нашего интервью, но тут он будет очень к месту. Я знаю, что вы и сам папа, да, а тема алкоголь, пиво и дети – это тема такая очень острая и очень деликатная и что вы думаете как человек с таким огромным пивным опытом, как нужно с детьми разговаривать об алкоголе, чтобы у них формировалось какие-то ответственное отношение к этой теме и чтоб они понимали и расставляли для себя какие-то приоритеты в этой теме?
СМ: Знаете, помимо фестиваля у меня есть ещё небольшой гешефт – это контрактная пивоварня, т.е. варить свои сорта, у меня дочка наизусть знает все мои сорта пива, ей четыре года, она знает, что папа любит пиво, она знает, что есть фестиваль, она каждый раз: «Папа, когда фестиваль будет?» Но, при этом, я надеюсь, она никогда меня не увидит в непотребном виде, она понимает, что это часть жизни, что просто папа любит пиво, не папа любит под забором валяться, папа от неё не прячется и так далее. Просто частью жизни, одно из - не самой главной - является употребление пива, это вкусно, это интересно, в этом нет ничего запретного.
ОЗ: Окей, по сути получается, что демонстрация каких-то таких позитивных ролевых моделей для детей с вашей точки зрения – это оптимальный вариант.
СМ: На мой взгляд, да.
ОЗ: Вы ещё не затронули тот самый момент, что вы придумали проект с варкой собственных сортов пива и может быть расскажите о нём пару слов, на сколько долго вы этим занимаетесь?
СМ: Ну, с прошлого лета, с прошлого лета.
ОЗ: Что сварили уже?
СМ: Уже раз, два, три, четыре, пять сортов.
ОЗ: Какой любимый? Расскажите про один, который самый-самый, с вашей точки зрения.
СМ: Ну, самый любимый – это самый первый. Как раз со всего этого началось, у меня в прошлом году родился сын, по имени Всеволод и вот я сидел в пабе и мне сказали, что в некоторых регионах Бельгии есть традиция на день рождения сына варить пиво, а на день свадьбы его открывать. Тут меня что-то дёрнуло и я позвонил знакомому пивовару Гиому, сказал: «Гиом, а как на счёт того, чтобы сделать вот так вот?» Он сказал, что теоретически возможно. Я примерно прикинул, что должно быть в этом пиве и через некоторое время варка состоялась.
ОЗ: Какой это сорт, расскажите?
СМ: Это бельгийский эмбер, эмбер-эль, янтарный бельгийский эль или даже брюм, наверно, монастырского типа, но поскольку хочется выпендриться, мы туда ещё накидали мегатонны хмеля.
ОЗ: Т.е. он такой весьма горький, да?
СМ: Нет, он ароматный, там ароматический хмель присутствовал.
ОЗ: Хорошо, я думаю, чтобы нам логическим образом закрыть первую нашу большую тему “Магер и Магерфест”, хочу чтобы вы рассказали, сколько пивоварен у нас было в первый раз, сколько пивоварен во второй, сколько пивоварен в третий и как менялся качественный состав.
СМ: Знаете, я не помню.
ОЗ: Замечательный ответ.
СМ: В первый раз я помню, что было девять, во второй раз было больше, в третий раз было меньше, но зато было больше импортных пивоварен. Тут, опять таким образом, можем конечно вернуться к моим обидам, к тому, что наши отечественные мини-пивовары, их надо гораздо больше уговаривать, чем пивоваров импортных, в этом году мы, наверное, снизим порог, я имею в виду ценовой порог для пивоварен, для того, чтобы привлечь как можно больше мелких пивоваров, региональных пивоваров.
ОЗ: Слушаете, а вы зарабатываете какие-то деньги на этом фестивале?
СМ: Нет, я теряю. Ну, как вам сказать, естественно, это вроде как так пальцами делаем кавычки, коммерческий проект, вроде как, коммерческий, но получается, что это благотворительный проект, он условно нулевой, условно убыточный, но в общем, каждый раз почему-то золотые зубы себе вставить не удаётся и домик во Франции на побережье <купить> тоже не удаётся.
ОЗ: Но, это всё ещё в будущем.
СМ: Ну, я надеюсь.
ОЗ: После того, как мы весьма подробно обсудили тему Магерфеста, я предлагаю вам перейти ко второй большой теме, которую мы сегодня запланировали в нашем выпуске, поговорить о тёмном пиве, рассказать людям о том, что собственно, оно собой являет. Поскольку вы человек весьма-весьма искушённый в вопросах пивоварения, пивопотребления.
СМ: Пивопития, да.
ОЗ: Пивопития, да, красивое очень слово. Давайте, наверно, начнём с того как, собственно, тёмное пиво производится? В чём отличие от производственного процесса светлых сортов, традиционных?
СМ: Как раз вот видите, вот тут же, один пивной миф при мне употребили – светлые, традиционные сорта. Традиционные сорта были тёмные, почему? Потому что до даже начала девятнадцатого века как следует обрабатывали солод не могли.
ОЗ: Как следует обрабатывать – вы что имеете в виду? Сушить?
СМ: Сушить, прожаривать, т.е. он получался слегка пережаренный, пересушенный, и поэтому все сорта пива, которые были, они были, скажем так, темноватые.
ОЗ: Полутёмные, как это сейчас говорят.
СМ: Полутёмные, такие вот, только в девятнадцатом веке удалось получить вот такой вот золотистый цвет, который все считают…
ОЗ: Который теперь считается вот тем самым.
СМ: Традиционным, да.
ОЗ: Естественным и единственным.
СМ: Испокон веков, который существовал, и все русские люди пили такой сорт.
ОЗ: В нас, кстати, в одном из следующих выпусков будет историк, который расскажет о том, как собственно пили русские люди то или иное пиво, и я думаю, что это будет весьма интересно.
СМ: Замечательно, соответственно, можно сказать, что это как раз традиционные сорта, а вообще я не очень люблю разделение пива по цвету. Нынешнее развитие технологий эти вкусовые оттенки придать, во-первых, чем угодно, во-вторых, эти вкусовые оттенки, тёмное пиво сделать светлым.
ОЗ: Это как это так?
СМ: Ну, во-первых, есть специальные фильтры, вот. Во вторых подгорчёный этот вкус, ржанинку можно там чуть-чуть добавить совсем немножко, поэтому получится что я пью. Т.е. давайте мы вернёмся в традиционную, естественно, для тёмного пива характерны такие вот – первое что на ум приходит, шоколадно-кофейные тона, да, если мы говорим о стаутах. На сухофруктах, изюма, где-то копчёнинка, где-то такой вот сахарный сиропчик, ещё что-то – вот это то, что мы ожидаем услышать в аромате и почувствовать во вкусе тёмного пива. Это в первую очередь, естественно, есть и экстремальные вещи, когда сначала идёт аромат хмеля. Более интересно, для полутёмных, опять-таки, мы говорим о традиционных, для полутёмных сортов характерны карамельные оттенки, больше оттенков сухофруктов, это вот для полутёмных. Соответственно, глядя на свет, мы примерно, в принципе, теоретически можем представить себе базовую палитру вкусов, естественно она в каждом сорте, в каждой пивоварне меняется и так далее. Но, в принципе, да, есть такой базовый набор вкусов.
ОЗ: Хорошо, с чем, с вашей точки зрения, сочетать тёмное пиво с какими закусками?
СМ: Очень сложный вопрос, дело в том, что я не закусываю. Для меня закуска это, не то, что она, как говориться, градус крадёт, она для меня вкус крадёт. Я иногда запиваю пивом еду, но никогда не закусываю пиво.
ОЗ: Ну, хорошо, давайте тогда поговорим о том, какую еду лучше запивать тёмным пивом?
СМ: Знаете, вообще на мой взгляд, лучше вообще обратно вернёмся к теме закуски, для пива аккомпанемент к пиву, скажем так, это нейтральный сыр. Абсолютно нейтральный, такой спокойный, мягкий сыр, иногда чуть подправленный – это вот как в Бельгии, в Голландии. Почему? Потому что он не забивает рецепторы чем-то.
ОЗ: Это классно, что такие сыры вы употребляете названия сыров, которые есть где-то в Бельгии и Голландии, а что вот вы можете порекомендовать, вот ты приходишь в магазин и видишь там лежит 10 сыров, какой можно взять и он круто будет дополнять тёмное пиво?
СМ: Какой-нибудь простой, молодой эдам, скажем. Замечательно, почему? Потому что, опять-таки, на его фоне, на его сливочном фоне, вот эти оттенки, которые характерны, для, скажем, таких тяжёлых солодовых сортов, они будут ещё более выпячиваться. С другой стороны, очень хорошо, сочетается с тёмным пивом шоколад. Казалось бы тёмное, темное должно завивать – ничего подобного, на мой взгляд, лучшим аккомпанементом к пиву будет следующее пиво. Конечно, некие копчёные такие, слегка копчёные мясо, дичь какая-нибудь, конечно можно сказать что фуа-гра с трюфелями хорошо сочетается, но вы опять мне скажете, что у нас не везде продаётся фуа-гра и в ларьке я не смогу купить её. Так что фуа-гра мы оставим. По идее, вообще экспериментировать со вкусом можно бесконечно, поэтому, опять таки, что нужно, ну для каждого своё, да, худшим является вобла.
ОЗ: Это вообще, просто когда я нюхаю её, я не понимаю как вообще можно это засунуть в рот и проглотить.
СМ: Нет, есть её, есть её я люблю просто так, просто так сушёную рыбу, хорошую, тем более, у меня родственники её на Волге вялят сами, свежепойманая, свежеотвяленая, очень вкусная.
ОЗ: Я думаю, что это немножко не так вобла, которую в магазинах продают.
СМ: Может быть, но, в принципе, это два раздельных жанра, как нельзя танцевать об архитектуре, так вот вобла это как раз абсолютно другой жанр, чем пиво, да, и она чем хороша? Она пробуждает жажду и хочется ещё раз хопнуть, залпом причём.
ОЗ: Так может с этой целью и соли поесть спокойненько.
СМ: Да, конечно, да, на мой взгляд вот это худший аккомпанемент к пиву, который можно придумать. Каждый вообще волен делать всё, что хочет.
ОЗ: Хорошо, Сергей, я думаю, что логично будет завершить наш разговор о тёмном пиве, вашим ТОП-3 тёмных сортов, самых любимых, тех, которые вы можете порекомендовать нашим слушателям попробовать.
СМ: А вы сейчас опять скажете, что у нас их не купить.
ОЗ: Но, с другой стороны, тут уж исключительно ваш взгляд и ваша рекомендация.
СМ: Мой ТОП-3, не будет оригинален, это <неразборчиво> 12, это “Абасто Сансиктус” в Бельгии, это “Стаутен Хопп” от “Браури-де-Мален”, это голландский “Стаут имперский” и, наверное, “Тормбридж империи Стаут”, это имперский стаут, тоже сделанный на английской пивоварне. Наверное, они вот будут ТОП-3, хотя как говорилось в «Мастере и Маргарите»: «Пиво какой страны вы предпочитаете в это время суток?» Соответственно, тоже самое, зависит от настроения, от компании и от того, от погоды и так далее.
ОЗ: От того, как звёзды на небе встали.
СМ: Да, от того, на какие звёзды мне хочется посмотреть и поэтому, конечно, ТОП-3 могут меняться, но может быть.
ОЗ: Ни одно из этих пив у нас не продаётся, да?
СМ: Одно из них привозилось к нам в прошлом году, когда этот вот «Магерфест» приезжала знаменитая <неразборчиво> Англичане привозили стаут, одно из них не то, что продавалось, оно наливалось просто так.
ОЗ: Ну, собственно, тогда мы вдохновляем наших слушателей на путешествия.
СМ: Да, пожалуйста.
ОЗ: Бельгия, Англия и Голландия.
СМ: Путешествуйте, пожалуйста, пейте пиво, будьте здоровы.
ОЗ: Сергей, последний мой вопрос будет связан с тем, чем вы занимаетесь в то время, когда не думаете о пиве, не варите пиво, не организовываете Магерфест. Есть ли у вас какая-то часть жизни, которая с пивом не связана?
СМ: Ну, во-первых, семья.
ОЗ: Это понятно, это у нас у всех есть.
СМ: Во-вторых, я очень переживаю, болею за «Зенит», в-третьих, я люблю читать, путешествовать, очень много чего, ну, есть у меня ещё работа.
ОЗ: Чем вы занимаетесь на работе?
СМ: Она в финансовой сфере, это инвестиционная компания.
ОЗ: Вот такой сегодня у нас интересный герой-финансист, который искренне влюблён в пиво и тратит огромное количество времени и ресурсов на то, чтобы открывать людям новые интересные сорта, нести какие-то знания, которыми сегодня, кстати, богатейше поделился в нашей программе. Сергей, огромное вам спасибо за то, что потратили время на интервью для “Ппивного сомелье”.
СМ: Вам спасибо, что пригласили. Жалко, что не налили.
ОЗ: Ну, я думаю, что это у нас ещё впереди, где-нибудь на Магерфесте встретимся за кружечкой, а в я завершении нашего интервью хочу вам пожелать, чтобы в этом году как и в следующем Магерфест ушёл в плюс финансовый.
СМ: Спасибо большое.
ОЗ: До свидания.
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЗАЛ
ОЗ: А продолжении темы тёмного пива в дегустационном зале мы сегодня пробуем “Жатецкий Гусь чёрный” вместе с менеджером по экспериментальному производству Анатолием Ивановым, он работает в “Балтике”. АИ, здравствуйте!
Анатолий Иванов: Добрый день, Ольга!
ОЗ: В своё время Анатолий даже принимал участие в разработке этого тёмного сорта пива и, я думаю, что-нибудь интересненькое из истории вы сейчас расскажете нам.
АИ: Перед нами на столе рядом с бокалом стоит бутылка “Жатецкого гуся чёрного”, это очень необычный для России сорт тёмного пива, потому что он довольно лёгкий, здесь всего 3,5% алкоголя, всё-таки российский потребитель привык к более крепким сортам, типа портера, тёмным сортам. Этот сорт легко пьётся, т.е. его можно выпить не одну бутылку, а больше. И у него очень интересный ароматический профиль.
ОЗ: Ну, я думаю, что тут сам бог велел открывать и вдыхать аромат и описывать то, что происходит. То, что ощущается. Да, по цвету не трудно догадаться, что это такое очень-очень насыщенное тёмное пиво и пена у него тоже довольно тёмная, да, которая сейчас шапкой чуть было из бокала не выпазит. Действительно, такой очень чёрный, тёмного шоколада насыщенного.
АИ: Да, и с тёмно-кремовой, наверно, так можно описать шапкой пены очень густой.
ОЗ: Да, ну что ж, давайте, возвращаемся к аромату. Что же там мы чувствуем?
АИ: Итак, первое, что ощущается когда подносишь бокал с пивом Жатецкий гусь чёрный к носу – это выраженные жжённые и шоколадные ноты, горький шоколад.
ОЗ: А во вкусе эта, кстати, продолжается история шоколадная?
АИ: До вкуса мы дойдём.
ОЗ: Вот мы дойдём, но не забудьте вернуться к этому.
АИ: На вкус пиво довольно сладкое, горечь здесь не очень сильна и она очень сбалансирована, здесь частично идёт горечь от хмеля и часть горечи идёт от жжёного солода, который входит в рецептуру, который даёт цвет и вот особенности характерные для тёмного пива. Но именно в этом сорте очень интересно сбалансированы три солода: светлый, карамельный и жжёный, и общий результат получается таким, что во вкусе и в аромате присутствует помимо нот шоколада и жжёности от жжёного ячменя, здесь ещё очень легко ощутимые выраженные ноты кофейные.
ОЗ: Анатолий, а вот это сладость, про которую вы сказали, она на сколько типична для того тёмного пива, которое нравится русскому потребителю и за счёт чего она появляется?
АИ: За счёт технологий.
ОЗ: Расшифруйте. Это вам понятно, когда вы говорите за счёт технологий, а нам не понятно.
АИ: Определённые технологические режимы на стадиях затирания, которые мы с вами разбирали пару выпусков назад приводят к тому, что в пиве остаются, так называемые мальтодекстрины, которые не сбраживаются дрожжами в процессе брожения, т.е. дрожжи их не могут съесть, но они немного сладковатые на вкус. Т.е. они переходят целиком из сусла в готовое пиво и придают ему приятную сладость.
ОЗ: А на сколько эта сладость, она любима российскими потребителями пива?
АИ: Ой, раз этот сорт существует на рынке и производится уже третий год, значит, у него есть своя целевая аудитория.
ОЗ: Логичный ответ, ну, что ж, поговорим ли мы ещё о тех нотах вкуса, которые ощущаются, может быть, там не с первого глотка, а со второго, есть ли тут что-то такое особенное?
АИ: Да, если человек, который пробует это пиво уже ощущает жжёные, кофейные и шоколадные ноты отдельно и может сосредоточиться дальше на чём-то ещё, он, естественно, почувствует выраженный хмелевой аромат, который есть здесь идёт от жатецкого хмеля, вот, это самый дорогой хмель в мире, тонкоароматный, производится в Чехии.
ОЗ: В общем, в честь него, собственно, сорт сварили и название получил, да?
АИ: Да, естественно, да.
ОЗ: Ну что ж, спасибо вам за такой интересный, увлекательный рассказ, как всегда у нас в одном бокале пива умещается целая гамма вкусов и целая маленькая вселенная. Это была рубрика “Дегустационный зал”, Анатолий Иванов – профессионал из мира пива, который сегодня учил нас осознано и так с почтением относится к напитку с вековой историей. Спасибо, Анатолий, и до свидания.
АИ: До свидания, Ольга.
ОЗ: Это было вкусное ток-шоу “Пивной сомелье”. Редакция выпуска: продюсер Станислав Жураковский, звукорежиссер Юрий Берингов, вела программу Ольга Зацепина. Мы прощаемся с вами и желаем больше пива, хорошего и разного!