Текстовая версия выпуска
Ольга Зацепина: Здравствуйте, дорогие любители пива! Вы слушаете 6-выпуск вкусного ток-шоу «Пивной сомелье» и в виртуальной студии программы Ольга Зацепина.
Сегодня у нас в гостях бирофил и увлеченный исследователь истории отечественного пивоварения. Владимир Микитюк уже много лет подряд собирает информацию о том, какой была пивоваренная промышленность и культура потребления пива на стыке XIX и XX веков. Перед тем, как совершить путешествие во времени, мы с вами познакомимся с новостями пивоваренной отрасли.
BEER NEWS
9 и 10 июня, но уже в Питере, пройдет второй ежегодный профессиональный дегустационный конкурс «День Пивовара-2012», направленный на развитие искусства пивоварения и повышение престижности профессии пивовара. В прошлом году в конкурсе приняло участие более 30 пивоварен, которые представили жюри массу оригинальных сортов пива, в том числе тех, что раньше в России массово не выпускались.
На Украине вышла коллекционная серия пива «Сармат». 2,5 млн. поллитровых бутылок вышли в шести дизайнах, посвященных сборным-победительницам последних чемпионатов Европы по футболу: Голландии (1988), Дании (1992), Германии (1996), Франции (2000), Греции (2004) и Испании (2008). На контрэтикетках напечатаны интересные факты из истории европейских футбольных чемпионатов.
В Челябинске воссоздали исторический сорт уральского пива с березовым соком. Рецепт, достойный «Исторической варки», нашли во время открытого конкурса - документ, заинтересовавший экспертов, удалось обнаружить Александре Ненашевой, библиотекарю из городка Карталы. Пиво сварили из 100% пшеничного и ячменного солода, двух сортов хмеля и специального штамма дрожжей. Плюс березовый сок. Напиток будет бродить, выдерживаться и отстаиваться в течение нескольких недель. 22 мая участники «Исторической варки», среди которых пивовары компаний “Балтика” и “Частной пивоварни Спиридонова”, а также журналисты, соберутся вновь, чтобы продегустировать пиво.
ПИВНОЙ СОМЕЛЬЕ
ОЗ: В гостях у «Пивного сомелье» сегодня Владимир Петрович Микитюк – научный сотрудник Института истории и археологии Уральского общества Российской академии наук, также член Уральского общества бирофилов, автор множества монографий по истории Урала и соавтор исторических энциклопедий настоящих. В сферу научных интересов нашего героя входит, прежде всего, история предпринимательства отдельных уральских фирм, выдающихся бизнесменов прошлого, в том числе, и пивоваров. Владимир Петрович — специалист по истории уральского пивоварения второй половины XIX-начала ХХ веков и об этом мы сегодня очень подробно будем говорить. Добрый день!
Владимир Микитюк: Добрый день!
ОЗ: Владимир Петрович, расскажите каким пиво было в прошлом, чем оно по вкусу отличалось от того пива, к которому мы сегодня привыкли?
ВМ: Надо сказать, на этот вопрос практически очень сложно ответить. Дело в том, что попробовать то, дореволюционное пиво, мне не никогда не удавалось. Я могу сказать, что оно, наверное, в значительной мере было крепче, чем современное пиво. Потому что современное слабопроцентное пиво дореволюционные производители не признавали, да и потребители такое пиво не слишком уважали. Т.е. они предпочитали более крепкое пиво.
ОЗ: Хорошо. А, я так понимаю, что не сохранилось практически и каких-то исторических рецептов не только уральского, но и старого русского пива. Так почему произошло?
ВМ: Ну, вы знаете, тут немножко не совсем так, вот рецепты для домашнего пивоварения, они в различных поваренных книгах всё-таки есть, а вот что касается заводов, то здесь всё гораздо сложнее, дело в том, что они в большинстве случаев не обязаны были отчитываться перед государственными органами по разным вопросам и в результате в наших архивах материалов сохранилось очень мало. А уж тем более про рецепты, они их вообще хранили друг от друга и поэтому в какой-то мере всё это так и осталось загадкой.
ОЗ: А как, с вашей точки зрения: было популярнее промышленное пиво в прошлом, или пиво в домашнем производстве? Или может быть, как-то менялось соотношение популярности этих напитков?
ВМ: Вы знаете, заметно менялось, потому что если вы представите середину XIX века, то у нас промышленным пивом знакомы были совсем не многие люди. И то, это в основном, иностранцы, работавшие на Урале, вот особенно англичане, для них завозили английское пиво, ну и соответственно, та часть элиты, которая с ними общалась, она тоже пробовала это промышленное пиво А основная масса населения – крестьяне, рабочие, да и мещанство городское, они предпочитали пиво домашнего приготовления. Ну, и потом мы даже не знаем, это действительно пиво как современный напиток или это вообще любой напиток, но словом “пиво” назвался.
ОЗ: Я думаю, тогда стоит для наших слушателей проговорить, что собственно могло называться пивом, может быть, как-то постараться изложить один из рецептов домашнего пивоварения или хотя бы близко к практике рассказать как, собственно, готовили пиво дома, что называли пивом в то время?
ВМ: Я, к сожалению, домашним пивоварением никогда не занимался, я и рецепты не собирал. А пивом порой назывались любые напитки, т.е. всё, что можно было пить, но уже в XIX веке, здесь, в принципе, понимали то, что мы сегодня называем пивом, т.е. это тот самый напиток, приготовленный из ячменя, солода и воды, т.е. здесь уже особых разночтений не было. Другой вопрос, что у нас, на Урале, есть немало местных народов, у них свои традиции пивоварения, когда там скажем, добавлялись некоторые другие ингредиенты, ну и получалось пиво немножко другое по вкусу.
ОЗ: Расскажите, какие ингредиенты, какие народы, какой вкус?
ВМ: А там, собственно говоря, идут различные добавки, это вот то, что сегодняшние пивовары порой добавляют - ягоды, что-то ещё туда, вот таким же макаром поступали и местные жители. Т.е. просто добавляли другие ингредиенты, которые широко встречаются на Урале.
ОЗ: Хорошо, а у меня вот такой ещё вопрос есть, который касается обучения пивоваров, ну, понятно, что если речь идёт о домашнем пивоварении, то там, наверное, какая-то была семейная преемственность, а вот как учили промышленных пивоваров, где вообще их учили и были ли какие-то учебные заведения или всё обучение исключительно на производствах проходило?
ВМ: К сожалению, у нас в России долгое время вообще не было ни одного учебного заведения, которое бы обучало пивоваров. На Урале его однозначно не было, вплоть до 17-го года ничего не появилось. Т.е. здесь, в основном, либо это пивовары приехавшие из-за границы, особенно из Германии, те, которые получили именно образование и имели аттестаты какие-то, а львиная доля пивоваров – это люди с опытом, т.е. те, кто пришёл на завод, поработал, там скажем, простым рабочим и набравшись опыта перешёл в разряд мастеров-пивоваров. Вот на Урале львиная доля, это были люди именно вот таким образом получившие опыт на заводах. В какой-то мере это вот у нас такой заводчик был Козел, он предпочитал набирать поляков, которые тоже были знакомы с тонкостями пивоварения и вот они у него очень часто работали и заведующими и мастерами-пивоварами.
ОЗ: А из каких стран ещё пивовары на Урал приезжали и почему они перебирались в эту местность?
ВМ: Ну, во-первых, львиная доля - это немцы, т.е. немцы разные: баварцы, прусаки, микленгурцы, из Австро-Венгрии выходцы, прежде всего, чехи, здесь их не мало встречалось, ну и австрийцы, собственно говоря. Плюс, ещё одна такая группа национальная — это евреи, причём, евреи как из иностранных государств, так и из Российской империи, они тоже считались опытными мастерами-пивоварами. Но, а что их заставляло? Ну, в частности русских евреев — это можно было центр оседлости преодолеть и попасть в другие территории, а что касается остальных, ну, чаще всего там они не могли найти работу, а здесь, в России как раз в XIX веке началось поощрение промышленного пивоварения и они почувствовали, что здесь можно заработать. Причём, ведь некоторые пивовары, они постепенно превращались в пивозаводчиков, т.е. они открывали пивоваренные заводы.
ОЗ: Я думаю, что здесь имеет смысл рассказать о каких-то самых заметных пивоварах, как иностранцах, так, может быть, и уральцев, которые родились в России и начали заниматься пивоваренным делом, рассказать несколько историй как развивались их бизнесы. Кто с вашей точки зрения самым известным был?
ВМ: Ну, собственно говоря, у нас, на Урале самым известным пивоваром, т.е. владельцем пивоваренного завода был Альфонс Фопимич Поклевский-Козел, это действительно такая уникальная для российского бизнеса фигура, а для Урала уж однозначно. Дело в том, что он был из мелких чиновников, прибыл он в Сибирь примерно в 30-х годах XIX века, практически без какого-то капитала, но затем как чиновник особых поручений, он сумел оказать казне немалые услуги, сколотить на этом капитал, а ему поручали, там скажем, руководить деятельностью винокуренных заводов, заключать хлебные контракты и вот он на столько, так сказать, умел во всём этом действовать, что в конце концов приобрёл собственный капитал. Затем он купил винокуренные заводы, а где-то в начале 82-го года он в селе Талица Камышловского уезда построил пивоваренный завод, который был самым крупным на Урале, у нас вообще все Зауральские заводы, они либо мелкие, либо средние, а вот Талицкий завод Поклевский-Козелл, он производил пиво свыше пятисот тысяч вёдер, т.е. по российским меркам – это крупный завод. А таких в России было всего лишь около пятидесяти заводов, так что вот он стал крупным пивоваром-заводчиком.
И кроме того, у него были металлургические заводы, свои пароходства, золотые прииски, т.е. он такой был разнопрофильный предприниматель и сколотил огромный капитал. Ну, скажу только, что у него было больше пятидесяти домов и один из них в Петербурге.
ОЗ: А, скажите, пожалуйста, сейчас в Екатеринбурге и его окрестностях остались какие-то пивоварни, которые появились как раз в то время, которым вы активно интересуетесь в конце XIX века и в начале XX? Может быть, они сейчас остаются пивоварнями, а может быть уже сменили эти здания свой профиль? Есть что-то такое?
ВМ: Ну, да, есть на Урале такие заводы, но вот у нас, в Екатеринбурге, есть такая улица, раньше называлась улица Златоустовская и там был завод Марии Ивановны Грибеньковой, но сохранился до сегодняшнего дня этот завод. Он сохранился, правда, уже под другим, ещё при жизни Грибеньковых, там производили искусственные минеральные воды и вот сейчас там действует такая фирма у нас «Тонус», которая тоже производит минеральную воду. Т.е. завод этот находится прямо в том же самом корпусе.
Есть ещё некоторые предприятия, скажем, здания которых сохранились, но, допустим, не так давно у нас ещё работал Исетский пивоваренный завод, который основали в 1908 году братья Злаказовы. И он всё советское время варил пиво пиво “Исетское”, принадлежавшее этому заводу, и собственно говоря, до недавних пор он продолжал действовать как Исетский пивоваренный завод, уже в постсоветское время.
ОЗ: А какие ещё пивные достопримечательности вы могли бы порекомендовать посетить человеку, который попал в Екатеринбург? Есть ли что-то такое особенное, что вы считаете точно интересным?
ВМ: Ну, у нас, видите, если уже так скажем, по истории пивоварения, то вот в нашем же городе сохранился особняк ещё одной купчихи – Эммы Филетс, такой явный памятник деревянного зодчества, очень симпатичный, очень красивый. Есть, попять же, сам особняк Поклевского-Козела, которого звали водочным королём Урала, но он одновременно и пивной король Урала. Здание сохранилось, тем более, в нём находится областной краеведческий музей, есть там и экспозиции, посвящённые в том числе и Поклевскому-Козелу, там можно немножко познакомиться с историей этой семьи и посмотреть на некоторую продукцию, потому что они, помимо, скажем, всех тех заводов, которые я перечислял у них ещё были стекольные заводы и в том числе они производили специально посуду для пивных заводов.
ОЗ: А если говорить о времени появления первых пивоварен на Урале, то это середина XIX века, правильно я понимаю?
ВМ: Ну, тут, знаете, немножко всё сложнее, дело в том, что в XVIII веке, вот когда у нас тут стояли стрелецкие гарнизоны, даже можно и в XVII век уходить, упоминаются периодически в документах, так называемые пивные поварни. Судя по всему, это были мини-пивоваренные заводы, которые обслуживали именно служивое население и производили пиво, видимо, для стрелецких гарнизонов, они потом исчезли и новый виток пивоварения начинается примерно в 30-40 годы XIX века. Но, на Урале была определённая сложность: дело в том, что наш Екатеринбург, и вообще горнозаводской, так называемый Урал, здесь горные власти очень не хотели, чтобы население пило, не важно что, водку, пиво, поэтому они всячески противодействовали открытию пивоваренных и винокуренных заводов. А затем, наступил период откупов, вот у нас, в Екатеринбурге откупа взяли петербургские купцы Самсоновы и крандштатский купец Синебрюхов и они благодаря этому получили право на открытие завода. Правда, они не сами открыли, а их доверенный петербургский мещанин Аника Гаврилов открыл у нас завод в Екатеринбурге. Ну, вот собственно говоря, отчасти пошло это с него, потом он закрылся и уже в 60-е годы появились новые пивоваренные заводы, целая серия. Ну, поскольку заводчики были не слишком богатыми, такие заводы открывались, закрывались, но в конце концов где-то вот к концу XIX века на всех уральских губерниях было около пятидесяти пивоваренных заводов.
ОЗ: Ну, т.е. можно сказать, что уральская пивоваренная промышленность чувствовала себя довольно неплохо и была довольно-таки развитой и довольно, опять же, было много, 50 – это, по-моему, существенная цифра...
ВМ: Ну, это относительно смотря чего. Потому что, вот видите, если сравнивать восьмидесятые годы XIX века, вот у нас на тот момент во всех четырёх губерниях, ну примерно, скажем, 50 заводов, которые производят около 600-700 тысяч вёдер пива, а вот в петербургской губернии их всего 30 заводов, но они производят до 5 миллионов вёдер пива, чувствуете разницу?
ОЗ: Да, и так интересно, что пиво мерили вёдрами. Сколько вообще в целом производили, ну, может быть, можно сказать там в конце XIX века, в середине XIX века, в начале XX, сколько совокупно производили заводы уральские пива или нет даже таких данных?
ВМ: Ну, вы знаете, по Пермской губернии, я вам могу сказать, что у нас порой было так, что губерния производила чуть больше 200 тысяч вёдер пива в год, тут просто неблагоприятные условия. Ближе, скажем, вот к четырнадцатому году, там уже вышло примерно на 700-800 тысяч вёдер пива, но это по всей Пермской губернии, а если честно по всему Уралу, я не подсчитывал, т.е. цифра, конечно, больше, но мы по-прежнему уступали Московской губернии, Петербургской губернии, Прибалтике, где всегда были более крупные пивоваренные заводы, да и потом, видите, вся Российская Империя уступала своим европейским соседям, потому что по подсчётам от журнала «Промышленность и торговля», Россия по торговле пивом в Европе занимала чуть ли не самое последнее место, ну, там опустим мелкие страны, а так-то вот мы всем лидерам уступали.
ОЗ: Ну, я думаю, это легко объяснимо тем, что у нас было очень развито домашнее пивоварение, а такая пивная культура, она вот, собственно, и зародилась совсем-совсем недавно с точки зрения истории, буквально несколько веков.
ВМ: Ну, у нас, видите, были витки, были времена, когда у нас пивоварение было развито и даже европейцы, приезжая в Подмосковье удивлялись, что пивоварни такие крупные, но просто в XVIII веке им подорвали возможности для существования и потом у нас пивоварение начало развиваться заново.
ОЗ: А с чем было связано такое падение отечественного пивоварения в XVIII веке?
ВМ: Ну, в Подмосковье, в частности, оно было связано с тем, что там довольно крупные наши представители из знати, они просто запретили части нашим заводчикам пользоваться древесным топливом и в результате заводы пивоваренные, да и ряд других отраслей, оказались без топлива и пришлось свои предприятия сворачивать.
ОЗ: А это топливо было нужно для какие-то отраслей?
ВМ: Да, для металлургических заводов, прежде всего. У нас ведь тоже на Урале был такой специальный закон, о запрете огнедействующих заведений, т.е. весь лес резервировался за металлургической промышленностью и каждый заводчик, он должен был доказывать, что он много пользоваться не будет, а ещё лучше, если он будет пользоваться каменным углём или торфом или другим альтернативным видом топлива.
ОЗ: Чрезвычайно интересно, конечно, а если мы вернёмся с вами из XVIII века в XIX и обратим свой взор на такой острый и важный момент как конкуренция между пивоваренными производствами, была ли она выражена, ну, учитывая, что их было 50 заводов, рискну предположить, что она была выражена. Насколько она была добросовестной, как конкурировали, что делали?
ВМ: Возможности были разные, конечно, конкурировали, потому что наши четыре губернии, они разумеется завозили пиво к соседям, т.е. Поклевской-Козел с удовольствием везли в Оренбургскую губернию, некоторые, скажем, соседи наши наоборот везли в Пермскую губернию и плюс ещё поволжские купцы, казанские, самарские, они тоже охотно завозили пиво на Урал, поэтому конкуренция была.
Частично она была экономическая, т.е. просто за счёт, допустим, повышения цены, за счёт увеличения оптовых складов, пивных, розничных лавок и так далее, а иногда борьба приобретала не совсем честные приёмыю Ну, вот известно, скажем, что порой наиболее продвинутые пивоваренные заводчики, имеющие хорошие связи с властями, они задерживали выдачу разрешений своим конкурентам, потому что нужно было обращаться в губернскую администрацию, ну, во-первых, получить документ на пивоварение, на разрешение пивоварения и соответствующие документы на пивоторговлю.
И вот получалось порой так: вот был такой известный скандал в городе Ирбит, когда один пивоваренный заводчик Пальповский, он получил документ разрешающие ему пивоварение, плюс ещё целую группу документов, но не получил документ на разрешение торговли, в конце концов, он устроил целый бунт, он вывез три бочки пива на главную площадь города Ирбита, укрепил там на специальном знамени, на древке, целую группу всех этих документов и вот произнёс речь то, что ему не разрешают торговать пивом и стал бесплатно раздавать пиво народу. А когда пришла полиция, он вообще бочки разбил, тут пиво хлынуло, что называется, на землю, народ давай подбирать как можно, произошла свалка. Ну, а через некоторое время пришёл тот нужный документ, как говорят, что в этой проделки как раз и обвиняли его конкурентов, Злаказовых и Поклевских-Козелов.
ОЗ: Злаказовы – отличная фамилия для вот этой вот всей ситуации, иллюстрирующая.
ВМ: Ещё раз подчеркну, не доказано, что они этим занимались, именно они это сделали, но вообще-то Злаказовы – это довольно известная наша предпринимательская династия, которая прославилась не только пивом, но и производством сукна, производством химической продукции, но основатель фирмы – Пётр Алексеевич Злаказов, он считался человеком очень жёстким и порой его приказчики действовали, что называется, вне экономическими методами, там порой противников могли и отлупить, ну это касалось, в основном, торговцев мелких, не предпринимателей производителей.
ОЗ: Хорошо, а была ли развита реклама пива в XIX, начале XX века на Урале или это не очень было круто?
ВМ: Нет, к концу XIX века, вы знаете, реклама довольно разнообразная уже была, потому что выходило большое количество газет, адрес-календари и почти все заводчики, они печатали там свою рекламную продукцию. Допустим, такой-то пивоваренный завод «Гофман» в Оренбурге, склады и перечисляется название складов. Ну, ещё там, фирма существует с 1867 года, некоторые шли дальше, они перечисляли сорта пива, которые они производят, цены на эти и там, допустим, скажем, писали что существует бесплатная доставка пива на дом, если заказывать больше, допустим, двенадцати бутылок.
ОЗ: Но, т.е. это были такие текстовые объявления, а не какие-то рекламные модули как мы сейчас привыкли видеть, с изображениями, с текстом?
ВМ: Нет, были и такие тоже, дело в том, что они иногда цветную рекламу выпускали, не только текстовую, но вот, скажем, когда вы приобретаете пиво, делали подарки какие-то, опять же с текстовкой какой-то. Было некоторое разнообразие, но львиная доля рекламы, да, она просто тестовая, чёрно-белая, не очень замысловатая.
ОЗ: А какова была вообще культура потребления пива, где, как его продавали и пили в повседневном быту?
ВМ: Т.е. есть первоначально два вида, типа: т.е. есть такой оптовый склад, где торгуют бочками сорокаведерными, были пивные лавки – это уже вот там, где можно было купить пиво вёдрами и бутылками, к сожалению, к нас газеты пишут, что продажа пива и распитие его с помощью стеклянной посуды, с тем же помощью кружек, на Урале, почти не была развита долгое время, т.е. в основном продавали бутылками и кто потом пил как хотел. А потом, в начале XX века, стали появляться специальные пивные рестораны и вот те уже оборудовались хорошей мебелью, закупалась хорошая посуда, устанавливались музыкальные аппараты, ну не такие как современные играющие, но тем не менее, и в общем, атмосфера в таких пивных ресторанах была вполне приличной. Там, порой, бильярд, кегельбаны устанавливались, приглашались оркестры, артисты оригинального жанра, поэтому, там уже можно было провести время, что называется, с неким удовольствием.
ОЗ: А сколько стоила кружка пива, сколько ведро пива стоило и хотелось бы ещё вот эту сумму оценить относительно, ну, не знаю, например, стоимости коровы, чтобы мы могли понимать насколько это существенные деньги были для людей?
ВМ: Ну, тут с кружкой я не берусь, я ещё раз говорю, у нас торговля кружками не слишком была развита, а вот что касается ведро – это двадцать бутылок пива, оно могло стоить от рубля до двух рублей, в зависимости от сорта. Но, корова, тут могу сказать, что иногда там плохонькую порой покупали за пять рублей, допустим, а в принципе, хорошая корова, это, конечно, несколько десятков рублей. Т.е. вообще-то удовольствие это не такое уж и дешёвое.
ОЗ: Но, из этого следует вопрос: насколько вообще пиво было распространено, как можно оценить долю пива в структуре потребления алкоголя в то время? Насколько люди были настроены пить пиво относительно крепких напитков, например?
ВМ: Ну, всё-таки, наверное, пиво проигрывало водке и другим горячительным напиткам, потому что по потреблению водки уральцы, так скажем, пиво меньше пили. Но, тут есть один такой момент, дело в том, что очень часто вот пиво вёдрами покупали вскладчину, вот особенно когда какие-то праздники намечались крупные, скажем, свадьба готовилась, там уже родственники, они закупали вёдрами, так было дешевле по оптовой цене закупать, ну и вот тогда с удовольствием пили пиво, но иногда и смешивали водку и пиво.
ОЗ: Понятно, а последний мой вопрос будет связан с разницей двух таких терминов - “пиво” и “мёд”. Даже сейчас многие пивные рестораны, они в своём меня ставят такую позицию как хмельной мёд. В чём же всё-таки разница? И есть ли она?
ВМ: Нет, ну разница, безусловно, есть, потому что, видите, даже когда в названиях наших заводов дореволюционных - некоторые были чисто пивоваренные заводы, т.е. они не занимались производством такого напитка как хмельной мёд, а половина других заводов, они назывались повомедоваренные. Всегда, даже когда шли отчёты, они указывали, столько то произведено вёдер пива, столько то вёдер произведено мёда, ну, правда, мёда всегда в разы меньше, как-то всё-таки постепенно мёд выходил из моды и народ больше предпочитал всё-таки промышленное пиво, портеры и так далее.
ОЗ: В этом напитке, получается, про производстве был, использовался мёд в том числе?
ВМ: Да, добавлялось некоторое количество мёда, но не слишком большое.
ОЗ: А в остальном было похоже на пиво, да?
ВМ: Да, ну, оно более густое получалось, так скажем, такое. Правда, ещё раз сказать, попробовать дореволюционное пиво, даже приготовленное по дореволюционной технологии мне пока не удавалось. И в тоже время могу сказать и с мёдом примерно также.
ОЗ: Ну, а для пива, какое сырьё было наиболее распространено? Это был ячмень или это был уже солод?
ВМ: По-разному поступали, если у заводчиков была возможность закупить там хмель и солод, то они закупали хмель и солод. Если, скажем, была возможность купить ячмень, они покупали ячмень, потом доводили его до определённого состояния. Т.е. здесь по-разному заводчики действовали и покупали, причём всё это порой за границей, потому что, скажем, ну, хмель ещё покупали в Нижнем Новгороде, в Нижегородской губернии, там произрастало какое-то количество, а лучшие сорта пива чаще всего производились из заграничного хмеля, из заграничного солода.
ОЗ: Владимир Петрович, я хочу вас поблагодарить за такой подробный и чрезвычайно интересный рассказ, за экскурс в историю, за огромное количество знаний, которые, мне кажется, никто кроме вас нам не мог передать. Было чрезвычайно интересно и очень приятно видеть такого гостя у нас, в “Пивном сомелье”.
ВМ: Всего доброго, пожалуйста.
ОЗ: До свидания.
ВМ: До свидания.
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЗАЛ
ОЗ: В финале «Пивного сомелье» у нас, как всегда, “Дегустационный зал” и сегодня мы будем пробовать совершенно необычное, новое для российского рынка пиво вместе с Дмитрием Буладаковым. Дима, привет!
Дмитрий Булдаков: Привет, Оль!
ОЗ: Дима - он такой человек тоже широко известный в узких кругах любителей пива. Он пивной путешественник, пивной блогер и что интересно, собиратель фольклора. Вот, если получится какую-нибудь фольклорную штуку ввернуть, я думаю, ты непременно это сделаешь. Если не получится, ограничимся нашей классической традиционной программой. Попробуем пиво, поговорим о его вкусе, аромате и обо всяких интересных вещах, которые тому или иному сорту свойственны.
ДБ: Или мы этот фольклор создадим, потому что это пиво я ещё не пробовал, будет интересно, вот, может, по этому поводу какая-то фольклоринка у нас родится.
ОЗ: Ну, да! Сегодня такой выпуск с открытиями. У нас на повестке дня сорт который называется «Балтика разливное пшеничное фильтрованное». И я, наверное, тебя попрошу рассказать почему, собственно, этот сорт такой необычный и чем он отличается от всего того, что, в принципе, бывает на российском рынке?
ДБ: Какое пиво, в основном, известно российскому потребителю? Это фильтрованное или нефильтрованное, это тёмное пиво или это светлое пиво. И в последнее время и пивовары и потребители стараются удивить друг друга, одни запросами, другие ответами какого-нибудь нового пива, какого-нибудь более интересного пива. И в основном, классически нефильтрованным пивом у нас выступает пшеничные сорта, которые пришли к нам из Германии. В основном это баварские типы сортов, широко там известные и с недавних пор, начиная, наверное, с “Балтики №8”, не менее широко известны у нас.
ОЗ: Которое, мы, кстати, тоже недавно пробовали.
ДБ: Прекрасно, я его пробую уже сразу после школьных времён. И, в принципе, остаюсь таким стабильным поклонников “Восьмёрки”, но сегодня у нас, скажем, такая безусловная инновация, потому что вот сегодня представлено пиво пшеничное, без всякого сомнения пшеничное. Пшеничное пиво отличается от обычного тем, что кроме ячменного солода порядка сорока, как правило, до 50%, хотя есть прецеденты и большего процента, используется именно пшеничный солод, который тону пива лёгкую кислинку, в летние месяцы такое пиво широко применяется, скажем, потребителями очень не плохо. Для утоления жажды, для освежения такое пиво можно пить чуть холоднее, чем обычное пиво. Это где-то +6+7 градусов. Морозить, конечно, пиво не обязательно. И в данном сорте, которое разливное свежее, из солода первого урожая, из пшеницы солода первого урожая, оно как раз ещё и отфильтровано, поэтому давайте попробуем что из этого получится прямо сейчас, я готов.
ОЗ: Хорошо, открывай, наливай. Мы начинаем традиционно с аромата пива, заканчиваем вкусом.
ДБ: Итак, что мы видим. Цвет у пива янтарный, я бы сказал, с небольшим уклоном в тёмные тона цвет, в принципе, цвет характерен для пшеничного пива, только без дрожжевого осадка. Что касается пены, пена на уровне 2-3 сантиметра, при наливе в поллитровый бокал, держится, время покажет, потому что обычно нужно пиву ещё немного дать временное испытание, сколько будет держаться пена. Но тут, по всем параметрам она лежит красивыми клубистыми облаками на поверхности.
ОЗ: Как я люблю, когда наши гости в “Дегустационном зале” начинают эти все образные сравнения применять!
ДБ: А сейчас мы будем это отпивать различными глотками, смотреть, что будет происходить с пивом.
ОЗ: Давай, сначала понюхать, наверное.
ДБ: По правилам дегустации, налили пиво в бокал и вот сейчас посмотрим, что на поверхности в данном бокале. В первую очередь солодовый аромат, появилась лёгкая кислинка, чувствуется немножко цветочный букет, т.е. я думаю, поработали дрожжи, хотя они удалены, в принципе, дрожжи свою работу в пиве сделали и очень немногие дрожжи должны оставаться в пиве. Прекрасный свежий аромат, в принципе, перекликается с названием, что он сделан из солода первого урожая, т.е. самого первого солода. Итак, первый глоток, поехали.
ОЗ: Самого первого и самого мягкого, наверное.
ДБ: Вот это мы посмотрим.
ОЗ: Ну, давай, пробуй и говори же.
ДБ: Вкус пшеничного пива классический сохранён, но лучше подавать его, конечно, похолоднее, но не морозить, конечно. Прекрасный солодовый аромат с пшеничными нотками, с лёгкой кислинкой, свежий. Скажем, для пива, которым удобно перемежать те сорта, которые человек пьёт каждый день, я думаю, что это идеальный вариант для того, чтобы как-то разнообразить свою повседневную картину общения с пивом. Вот то, что я думаю об этом пиве. Разумеется, нужно с ним посидеть подольше, выпить, может быть, побольше и я бы ещё поэкспериментировал с различными закусками под это пиво, потому что...
ОЗ: А что бы ты посоветовал?
ДБ: Ну, под это пиво, я думаю, посоветовал какое-то блюдо из тушёных овощей, могла бы быть капуста, это могла бы быть варёная, тушёная морковка в сливочном соусе и, собственно, какие-то мясные колбасы, желательно, домашнего приготовления. Ну, это уже всё на волю хозяйкам.
ОЗ: Немецкая история прослеживается в этом во всём.
ДБ: Да-да, пшеничное пиво вне всякого сомнения – это тесная связь с немецкой кухней, с немецкими фестивалями и разумеется культурой потребления пива, которая грядёт и у нас. И которая, в принципе, уже сложилась там.
ОЗ: Дима, спасибо тебе большое за такой интересный и безумно вкусный рассказ о пшеничном фильтрованном пиве Балтика разливное. Я с тобой прощаюсь, и надеюсь, что ты ещё к нам не раз и не два придёшь в «Пивной сомелье».
ДБ: Хорошо, пока-пока.
ОЗ: Пока!
Это было вкусное ток-шоу “Пивной сомелье”. Редакция выпуска: продюсер Станислав Жураковский, звукорежиссер Юрий Берингов, вела программу Ольга Зацепина. Мы прощаемся с вами и желаем больше пива, хорошего и разного!