Текстовая версия выпуска
Ольга Зацепина: Здравствуйте, дорогие любители пива! Вы слушаете 10-выпуск вкусного ток-шоу «Пивной сомелье» и в виртуальной студии программы Ольга Зацепина. Сегодня у нас в гостях Сергей Деркач - историк из Ростова-на-Дону и основатель Музея истории пивоварения на заводе «Балтика-Ростов». Сегодня он поделится с нами открытиями, которые сотрудники музея сделали, и проведет виртуальную экскурсию по экспозиции. Ну а перед тем, как совершить путешествие во времени под руководством профессионала, познакомимся с главными новостями мирового и отечественного пивоварения.
В Петербурге объявлены победители международного дегустационного конкурса «День Пивовара – 2012». Профессиональное жюри, в состав которого вошли пивовары, ученые-микробиологи и дегустаторы, тестировали конкурсные образцы 9 и 10 июня. Участники конкурса продемонстрировали свое мастерство в приготовлении, как классических европейских сортов, так и экспериментально-новаторских с нетрадиционными ингредиентами. Победители конкурса «День Пивовара-2012» отправятся в сентябре в поездку в Данию на завод пивоваренной группы Carlsberg, с посещением исследовательского центра и музея компании для знакомства с передовыми в мире техниками производства.
Категория «1516» 1 место — Varka Fresh — ООО «Пивоварня Новорижская» (Московская обл.). Категория «Белая ночь» 1 место — «Яровое пшеничное» — ресторан «Хмель» (Калининград). Категория «Единица горечи» 1 место — Baltika & Brewdog Russian DIIPA — ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (Санкт-Петербург). Категория «Анти 1516» 1 место — «Knightberg Копчёное» — ООО «Премиум Пивоварни Петербурга» (Санкт-Петербург). Категория «Тройная крепость» 1 место — «He Piraat» — Евгений Рощин, домашний пивовар (Москва). Категория «Тёмная ночь / пивной нуар» 1 место — «Geistbräu Imperial Stout» — Geistbräu Home Brewery — Дмитрий Чередниченко, домашний пивовар (Санкт-Петербург).
В чешском городе Брно идут приготовления к соревнованиям по хлебанию пива ложкой из тарелки. Ожидается, что мероприятие, которое состоится 22 сентября, привлечет большое чисто туристов-болелыциков. Сейчас проводится отбор участников. В состязаниях будут сражаться как мужчины, так и женщины.
В начале июля в Тюменской галерее современного искусства состоится выставка «Пивоварение: Урал, Сибирь и Европа. Сквозь призму столетий». Её организаторы привезут в Тюмень уникальные фотографии о посещении Копенгагена и датского пивоваренного завода Carlsberg первым космонавтом Земли Юрием Гагариным, коллекции исторических рекламных плакатов Carlsberg разных стилей и направлений, а также этикеток на пивную тематику из фондов Музея этикетки. Гости самой первой выставки смогут совершить небольшой экскурс в историю 18-19 веков – своими знаниями о возникновении и развитии пивоварения Урала и Сибири поделится известный краевед, научный сотрудник Института истории и археологии РАН Владимир Микитюк. Выставка проводится с 4 по 17 июля в Галерее современного искусства по адресу Тюмень, ул. Луначарского, 28. Экспозиция открыта ежедневно с 10 до 19 часов. Вход свободный.
Продвигать пивное мороженое на рынке США пытаются предприимчивые кондитеры. Бизнесмены представили проект пяти богатым инвесторам на телепередаче «В бассейне с акулами». Идея создать мороженое с добавлением пива пришла в голову Стиву Элберту, когда он владел кондитерской, сразу после чего он основал компанию The Brewer's Cow, которая производит пивное мороженое. Продукт уже поступил в продажу в магазинах США, его также можно заказать на сайте компании. В ближайшем будущем мороженое появится на полках продуктовых супермаркетов, специализирующихся на натуральных и органических продуктах. Это уже не первый опыт подобного производства. Отмечу, что в июне 2003 года пивное мороженое, приправленное коричневым ньюкасловским элем, поступило в продажу в Великобритании.
ОЗ: Сегодня в гостях у «Пивного сомелье» ещё один учёный, на этот раз из Ростова-на-Дону - Сергей Деркач. Здравствуйте, Сергей.
Сергей Деркач: Да, добрый день.
ОЗ: Сергей специализируется на истории средних, по-моему, веков, да и преподаёт в Южном Федеральном университете?
СД: Да, преподавал, скажем, так. В течение пяти лет преподавал в Южном Федеральном Университете.
ОЗ: Ну, а кроме своей преподавательской деятельности, объект исторического интереса Сергея и, в общем, не сложно догадаться что это, раз появляется он гостем в «Пивном сомелье» - это история пивоварения. И Сергей, помимо своих научных интересов в истории России и Европы, реализовал ещё и уникальный проект музея пивоварения, который он открыл в Ростове. Именно об этом музее, а также, обо всех других прекрасных музея пивоварения, о которые в мире существую, мы будем разговаривать.
Сергей, расскажите, за какой срок вы в Ростове-на-Дону открыли музей пивоварения? Сколько у вас времени ушло на то, чтобы собрать коллекцию?
СД: На самом деле, времени у нас было, как раз очень мало и сделано это нами в рекордные сроки. Скажу больше, не для кого ни секрет, что музеи создаются годами, нам же пришлось создать музей форсированными темпами. Если брать работу в чистом виде, то это полгода – 6 месяцев. А если учитывать ещё и подготовительный этап, то получается около года.
ОЗ: Похвастайтесь тем, что вам удалось собрать за этот период. Я знаю, что у вас есть уникальные экспонаты, в частности очень старое кресло известного ростовского пивовара. Расскажите обо всём интересном, что у вас есть.
СД: Интересного, на самом деле, очень много и кресло действительно уникальное. Это кресло принадлежало Эрнесту Карловичу Профету. Уникально оно тем, что это, по-моему, единственная вещь, которая сохранилась от такого очень интересного человека, пивовара, ставшего к концу его жизни владельцем пивоваренного завода «Южная Бавария». Завод находился в центре города Ростова-на-Дону, сейчас это - проспект Будёновский. Интерес представляет и история самого здания этого пивоваренного завода.
Эрнест Карлович был немцем по происхождению, выходцем из Австро-Венгрии. Сначала он приехал на Кубань, потом оказался у нас, в Ростове-на-Дону. Большую часть информации о нём нам передала его внучка – Ирина Владимировна Профет. В данное время она проживает в городе Ростове-на-Дону и из всех вещей, которые остались от дедушки, вот эта, пожалуй, самая интересная и самая необычная. Кресло довольно оригинальное с откидывающейся спинкой. Для любого человека, который занимается музееведением, такая вещь всегда представляет интерес, потому что она имеет собственную историю. Можно легко себе представить, как Эрнест Карлович сидел в нём, придумывал новые сорта пива или размышлял о том, как улучшить работу завода.
Ещё нам удалось добыть такой уникальный экспонат, как бутылка пивоваренного завода «Южная Бавария», Уникальный он , потому что наши краеведы долгое время считали, что сохранились только кувшинчики, потому что пиво производилось в бочках, в кувшинчиках и в стеклянных бутылках. Кувшинчики сохранились в нескольких экземплярах, но нам удалось достать и бутылку - достаточно интересный экспонат.
ОЗ: Хорошо, расскажите о том, как вообще организован музей? По какому принципу выставлена экспозиция? И если возможно, расскажете какими музеями вы вдохновлялись.
СД: Прежде чем приступить работе, мы естественно ознакомились с большим количеством музеев. В своё время, я работал в городе Дортмунде, оформлял небольшую выставку, посвященную немецкой оккупации города Ростова-на-Дону и вот, там мне удалось посетить Дортмундский музей пивоварения и посмотреть как там всё это сделано. У них очень богатая история, но, знаете, такой европейский минимализм, скажем так, сквозит во всём оформлении этого музея. Он посвящён самому старейшему пивоваренному предприятию Дортмунда.
Перед нами стояла достаточно сложная задача - мы хотели создать музей для человека, который ровным счётом ничего не знает ни об истории пива, ни об истории пивоварения. Т.е., скажем так, для среднестатистического посетителя. Всегда существует опасность создать музей только для специалистов, людей, разбирающихся в той или иной проблеме. Чтобы было понятно, представляете, вот приходите вы в музей и там огромное количество бутылок, которые чуть-чуть отличаются друг от друга, формой горлышка, формой дна, ещё там что-то, допустим кривизной , какими-то деталями.
Приходят специалисты в этом вопросе, охают, ахают: «Боже, как это здорово, как это замечательно, хорошо и чудесно». А рядовой посетитель, которому эти детали ничего не говорят, посетив такой музей, ничего не поймёт. У нас же музей получился ознакомительно-информационный.
ОЗ: Давайте мы представим, что мы сейчас там находимся, и вы проведёте короткую виртуальную экскурсию для наших слушателей.
СД: Постараюсь начать с самых древнейших времён. Первая витрина у нас посвящена первому упоминанию пива. Это древний Шумер, седьмое тысячелетие до нашей эры. Существует очень интересный материал, рассказывающий о предпосылках появления пива. Мы провели своё исследование, в частности, нам удалось расшифровать имя богини Нинкаси, если вы откроете Интернет, то прочитаете, что оно переводится как «та, которая так щедро напоила меня». На самом же деле оно состоит из двух слогов «Нин» и «Каси», «Нин», там много достаточно упоминаний шумерских богов, в которой первая часть называется с «Нин». «Нин» - частая составляющая имён шумерских божеств и означает она господин или госпожа, а «Каси», «Каш» по-шумерски – это и есть само название пива. Получается, что Нинкаси – это госпожа пива. Это один из примеров наших маленьких открытий, которых, на самом деле, пока мы создавали музей, оказалось достаточно много.
Существует отрывок из гимна Нинкаси в котором приводится очень поэтическое описание как создаётся пиво и что интересно, в качестве отца и матери Нинкаси выступают Земля (отец) и Вода (мать). Сначала появляется ячмень, потом ячмень соответствующим образом обрабатывается, получается пиво. Интересное поэтическое описание материала.
Если уж мы говорим о первой витрине, то тут следует обратить внимание на то, что касается непосредственно нашего региона. Геродот упоминает о том, что у скифов был напиток, который именовался – ячменное вино. Очевидно, что Геродот не был знаком с пивом и по-своему пытался трактовать название этого напитка. Вот и получилось такое ячменное вино.
Также мы попытались коснуться проблемы распространения пива как напитка. Традиционно существуют две глобальные идеи, первая – климатическая, вторая– цивилизационная.
Что такое климатическая идея? Это идея о том, что в северных странах традиционно развивалось употребление пива, а в южных - употребление вина. Цивилизационная же заключается в том, что рецепт пива передаётся от одной цивилизации к другой путём непосредственного контакта. В своих исследованиях, мы пришли к выводу, что, скорее всего, это всё-таки имел место процесс, соприкосновение цивилизаций и попытались проследить его цепочку. Например, если исходить из теории о том, что скифы знали рецепт приготовления пива. Потомками одного из скифских племён аланов, считают осетин, у которых традиционно развито пивоварение. Т.е. вполне логично предположить, как у осетин могло появиться пиво, это был рецепт пива от скифов. И до сей поры в Осетии варят домашнее пиво, которое очень популярно.
ОЗ: Но, надо заметить, что и один вообще из самых известных пивоваров в России Теймураз Боллоев – осетин. И пивовар с огромным опытом.
СД: Да, это тоже верно. И огромные котлы для приготовления пива, которые передаются как главное наследство.
ОЗ: Вы знаете, я может быть, вас перебью, и сразу же за это прошу прощения, очень интересно, что вы не замыкаетесь только на своём регионе, а вообще смотрите на пиво так глобально и цивилизационно. Это, удивительно, что у вас не локальный музей, а такой глобальный, про пиво вообще.
СД: У нас такой регион, в науке его обычно называют степной коридор.
ОЗ: Но, тогда мы продолжаем двигаться по музею и к кому мы переходим от шумеров и скифов?
СД: От шумеров и скифов, у нас будет, пожалуй, неожиданный переход. Я не знаю, слышали ли вы или нет, к нам приезжал знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, который у нас в Азове искал родину Асов. Асы – это легендарные скандинавские Боги.
ОЗ: Он нашёл их?
СД: Но, на самом деле, было найдено несколько интересных артефактов, были найдены интересные пряжки, предположительно скандинавского происхождения. Сохранилась очень интересная сага, «Сага об Инглингах», в которой повествуется о том, как Один, вместе с другими скандинавскими Богами пришёл из таинственной страны Асгард, страны Асов. И дело в том, что ряд исследователей, в частности норвежский исследователь Пер Лиллестрем, поддержали теорию о том, что, прапредки скандинавских Богов пришли с наших краёв. Интересная теория, которая в нашем случае интересна тем, что если они пришли из нашего региона, то вполне возможно могли принести с собой рецепт пива в Скандинавию.
ОЗ: Т.е. получается, что Ростов-на-Дону – это такой регион, в котором, вполне возможно, зародилось пиво вообще?
СД: Нет, нет, ни в коем случае. Это тот район, через который могли передать рецепт пива дальше.
ОЗ: То есть шумеры, потом вы, а потом уже скандинавы.
СД: Нет, нет, нет, там интереснее получается цепочка. Всё немного сложнее, сначала шумеры, потом Ассирия, дело в том, что царские скифы, они как раз совершали набеги на Ассирию и там могли, среди прочего, почерпнуть и секрет пива. А уже дальше, возможно, оно попало в Скандинавию. В общем, интересная теория.
ОЗ: И куда же мы движемся дальше, если мы остановились на Скандинавии?
СД: Скандинавия. У нас совершенно замечательная диарама, на которой мы постарались сделать очень интересную реконструкцию в масштабе 1:6. Она изображает часть длинного скандинавского дома, в котором идёт пир, Скальд исполняет песню, пивоварша варит пиво, стоит вертикальный ткацкий станок. Достаточно красочная картинка получилась. На мой взгляд, очень интересная диорама, детали кукол и предметов изготовлены из ткани, метала и прочих материалов.
По опыту я знаю, всё-таки больше 16 лет проработал в различных музеях, что обычно такие диорамы производят самое большое впечатление на посетителя. Яркие запоминающиеся образы, люди могу забыть какой-то экспонат, а вот диораму запоминают 100%.
ОЗ: Вот это, кстати, очень интересная ремарка, как с помощью различных инструментов музейного дела можно показывать пивоваренную историю, потому что, действительно, как вы сказали, есть очень большой риск создать довольно скучный для обычного человека музей. А вы, в общем-то, поиграли и там, я так понимаю, просто у вас душа развернулась, потому что вы уже упомянули о классических витринах с экспонатами, упомянули о диорамах, и я так чувствую, что на этом всё не кончается.
СД: Нет, конечно, не кончается, только начинается. Дело в том, что действительно объём информации получился достаточно большой и у музея и по витринам и вы правильно произнесли эту фразу о том, что не скучно – вот это был наш, наверное, главный девиз, не скучно. Т.е. представляете, допустим, когда рядовой посетитель подходит к витрине, мы ему показываем деревянную карту, вот сделана также, как она была сделана в Скандинавии. Задаём просто вопрос: Как вы думаете, в деревянной карте можно сварить пиво? Как вы думаете, Ольга, можно сварить?
ОЗ: Ну, сварить-то, я думаю, нельзя, но сбродить можно.
СД: А вот не угадали, можно сварить.
ОЗ: Как это так?
СД: Это осуществляется следующим образом. Отдельно рядом разводился костёр, в нём нагревались огромные камни, до большой температуры и по очереди бросались в котёл в котором действительно варилось пиво.
ОЗ: Какая прелесть.
СД: Да, вот такой рецепт приготовления скандинавского эля, можно попробовать на досуге.
ОЗ: Да, домашние пивовары, которые слушают, уже карандашики берут и строчат.
СД: Записывают, да. Ну, дальше у нас там ещё ряд интересных вещей. К примеру, следующая диорама посвящена пивоварению, мы так образно сказали в Голландии, но там можно сказать, что и в Дании. Поскольку это близкорасположенные регионы, за основу мы взяли картины Питера Брейгера старшего, такие его работы, как «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба», «Битва масленицы с постом», взяли оттуда персонажи и соединили их в общую диораму. Получилась у нас крестьянская свадьба.
Далее мы путешествуем по нашей импровизированной ленте времени в новое время. Немножко касаемся темы связанной с ландскнехтами. У ландскнехтов достаточно красочные костюмы, с прорезями всевозможными, следами от разрезов меча, достаточно яркие, пёстрые, почти канареечные цвета. Пиво - напиток, который они позиционировали как напиток настоящих воинов. Большая часть ландскнехтов, происходила из немцев, но были и швейцарские ландскнехты, которые называются Райсловерами. Они принесли эту новую культуру.
Надо отметить, что пиво стало своеобразным напитком третьего сословия. Т.е. может где-то в пику дворянству, оно становилось, как бы, своеобразной отличительной особенностью третьего сословия.
В следующей витрине, мы уже касаемся темы связанной с пивоварением в Древней Руси. Следует отметить, то, что наш регион, входил в состав Киевской Руси и, соответственно, тоже пивоварением здесь занимались.
ОЗ: Я думаю, что сейчас самое время поговорить о том, каким было пивоварение и, я думаю, что вы тут много интересного расскажите.
СД: Естественно, здесь надо отметить, что это был очень интересный процесс, процесс который мог проходить, как и на свежем воздухе так и в помещении. Процесс, который был, скажем так, регламентирован. С древних времён, пиво варили не кто когда захочет, а строго по определённым дням. В среднем было 4 основных праздника в году к которым разрешено было и поощрялось вообще приготовление пива. Т.е.следует отметить, что пиво выступало как ритуальный напиток, это не просто какое-то питьё, а именно напиток, который подаётся к определённым праздникам. Главным покровителем пивоварения на Руси был Николай Чудотворец, соответственно, на Николу традиционно варили пиво.
Пивоварение развивалось при монастырях, что тоже является очень интересным фактом. Тут, наверно, следует вернуться в Западную Европу и отметить, что пиво было разрешено Папой Римским для употребления в монастырях. Существует несколько легенд о том, как удалось убедить Папу Римского, что пиво – это безалкогольный напиток. Кто-то говорил, что пиво достаточно долго везли из Германии, оно по дороге прокисло и вообще превратилось в какой-то непонятный напиток, Папа Римский попробовал и сказал: «Ну что ж, почему ж не разрешить такой вкус?» И разрешил. Но, это конечно, не более, чем легенда, тем не менее, действительно монахам пиво в пост употреблять разрешалось.
Интересно также упоминание такого замечательного документа как Домострой, в котором упоминается о том, как надо варить пиво. И уже семнадцатый век становится своеобразным переломным моментом. Тут, следует напомнить, что Алексей Михайлович Романов – отец Петра Первого - очень любил пиво и, видимо, это пристрастие передалось Петру Первому, который активно начал пропагандировать потребление пива в купе со всеми остальными своими преобразованиями.
Он вводит немецкое платье, курение табака и прочие всевозможные новшества, которые связаны, как ему кажется, с западным стилем поведения и одним из них было как раз употребление пива. Т.е. он считал его неотъемлемой частью такой западной культуры.
ОЗ: А у меня, есть такой вопрос, вы упоминали о монастырях русских, где тоже варили пиво и честно скажу, у меня монастырское пивоварение ассоциируется с какой-то бельгийской историей, но никак не русской. Мне интересно что это были за монастыри, где пиво варили и как развивалась их судьба как пивоваренных производств?
СД: Там не было, скажем так, в прямом смысле именно производства, это скорее характерно для запада. Там действительно, пивоварение при монастырях достигало каких-то совершенно астрономических цифр, я имею в виду количество производимого пива, а в России, это был, скажем так, скорее, праздничный напиток, который приготовлялся в определённом количестве.
ОЗ: Но по домам?
СД: Да, для собственного потребления пиво варили. Именно вот такое домашнее пивоварение было свойственно для России. Пиво производилось по мере необходимости, к каким-то праздникам приготовлялось пиво и сразу употреблялось.
ОЗ: А вот смотрите, тогда, возможно, получается Пётр, как человек, который по Европам своё отъездил, это мы все прекрасно помним ещё со школьного курса истории, возможно ведь он и каких-то пивоваров привёз и европейскую пивоваренную культуру.
СД: Естественно, вот мы как раз приводим документы, которые достаточно широко известны о строительстве пивоварен в Санкт-Петербурге, но и самое, пожалуй, интересное – это то, что когда Пётр был здесь, у нас, на Дону, т.е. во время своих азовских походов, в созданном городе Таганроге, он тоже велел создать пивоварню. Есть документы в которых он велит создать пивоварню в Таганроге.
ОЗ: Расскажите ещё побольше о каких-то оригинальных экспонатах, которые возможно вы нашли и когда давали объявление о том, что вы собираете экспонаты у жителей Ростова-на-Дону, наверняка, что-то интересное отыскалось.
СД: Конечно, отыскалось. И ещё в продолжении темы связанной с диорамой, поскольку мы говорили о Петре Первом, диорама у нас посвящена пивной ассамблее в Петербурге. Ориентировочно 1712 год, Пётр Первый, Екатерина Первая и, скажем так, ближайшее окружение Петра, они как бы, дегустируют пиво, привезённое из-за рубежа. Достаточно интересная диорама получилась.
ОЗ: Ну, мы уже через несколько тысяч лет с вами пронеслись сегодня.
СД: Да, уже пронеслись. Что касается интересных экспонатов, нам удалось найти действительно очень интересную вещь – бутылку, которую передали наши друзья из Севастополя, она относится примерно к 1850-ому году, и относится ко времени Крымской войны, пребыванию английской эскадры недалеко от Севастополя, осаде Севастополя. И, видимо, эта пивная бутылка была сброшена с борта корабля, пролежала на дне 150 с лишним лет, была извлечена и оказалась у нас в музее.
ОЗ: А можно сказать, откуда она и чьего производства, какое в ней было пиво?
СД: Это уже очень сложно, на ней видны следы долгого пребывания под водой, но несмотря на это очень хорошо видно, что сверху горлышко было запечатано сургучом. Форма донышка тоже очень интересная. Сама форма бутылки, не вызывает сомнения, что это Англия, середина 19 века. Ну, а точнее сказать трудно, тогда ещё каких-то особых примет на бутылках не было.
ОЗ: А что про более современные какие-то экспонаты или кусочки, инсталляции, диорамы, чем представлены у вас 19, 20 век?
СД: 19, 20 век, естественно есть. Мы уже вплотную можем говорить о промышленном пивоварении в нашем регионе. Т.е. область Войска Донского, Ростов, Таганрог, Посад, Азов, которые входили сначала в состав Екатеринославской губернии, а потом в область Войска Донского. Существует очень интересная статистика по количеству пивоваренных заводов. Что интересно, если посмотреть Екатеринославскую губернию, в состав которой входили как раз Ротов, Таганрог, Посад, Азов, то к середине 19 века, существовало достаточно большое количество пивоваренных заводов. Больше, например, чем в Московской губернии, в Санкт-Петербургской губернии, но меньше, чем в западных областях Российской Империи.
Очень интересно так же проследить тенденцию изменения количество пивоваренных заводов в течении 19 века в России в целом и в нашем регионе. Дело в том, что, в общем-то, сама тенденция совпадает, т.е. если брать где-то середину 1870-х годов – это максимальное количество пивоваренных заводов. И у нас в регионе и в целом по России, т.е. идёт наращивание к 1870-ому году. А потом можно наблюдать резкое сокращение количества пивоваренных заводов, но при этом количество производимого пива постоянно увеличивается. Т.е. мы наблюдаем яркий пример монополизации, причём, как я говорил, картинка повторяется как для всей России, так и для нашего региона.
Ещё из интересных экспонатов, на которых мы стараемся всегда заострить внимание – великолепная фотография, 1912 год, маёвка. Представляете, 1 мая, рабочие Владикавказских железных дорог отправились отмечать Первомай на лоно природы.
ОЗ: Меня очень радует тот факт, что мы с вами можем себе позволить открыть такие уникальные исторические, казалось бы, вот из маленькой всего лишь фотографии, вытянуть открытия и показать сотням и сотням наших слушателей. Это, конечно, безумно приятно и интересно с таким собеседником общаться.
СД: Да, обычно все начинают спрашивать: «Ну, как же так? Рабочие такие угнетённые». Вот смотрите, самый простой пример, роман Горького «Мать», написано нашим пролетарским классиком Алексеем Максимовичем Горьким, не читали, в школе проходили?
ОЗ: Читали, куда ж мы делись бы.
СД: Ну вот, вспоминайте тогда, что Павел Власов, ученик рабочего, купил себе на зарплату, вы помните?
ОЗ: Слушайте, мне кажется, вы куда более продвинутый пользователь романа «Мать», чем я.
СД: Это просто как пример. Когда говорят, что в советское время не было никакой информации, информация всё-таки была, если правильно читать. Ученик рабочего – Павел Власов, приходит домой, с первой зарплаты он купил, буквально по тексту: пиджак, костюм , аккордеон, маме платок и ещё у него остались деньги на пропой.
ОЗ: Неплохая зарплата была, судя по всему, у Павла, если сейчас даже пересчитать на нынешние деньги, тоже ничего, вроде, получается.
СД: Получается неплохая, тем более, что, если опять-таки почитать Ульянова Ленина, то он писал, что пролетариат – невероятно инертная масса, которая не очень охотно хочет участвовать в революции. А дальше он упоминает о том, что необходимо сделать ставку на маргинальные слои.
ОЗ: Действительно очень интересная экскурсия именно в культуру потребления, которую, за такое более, чем столетний период, мы всё равно может освидетельствовать, изучить и, в общем, заключить, что она во многом похожа на нашу нынешнюю культуру потребления, когда есть доступные сорта, когда есть всякие разные особенные, классные, интересные сорта, довольно сильно похожа структура потребления в ресторанах, куда люди приходят посидеть в какой-то приятной обстановке. И это удивительно, что время идёт, а оказывается, если присмотреться, не так уж много и меняется.
СД: Это самый главный, вывод к которому мы стараемся подвести посетителя нашего музея, т.е. во-первых, времена меняются – люди остаются. А во-вторых, мы пытаемся рассказать, так чтобы это было интересно, рассказать какие-то интересные подробности, детали и за счёт таких экспонатов с историей, мы пытаемся спровоцировать интерес к теме. Если есть вопрос посетителя, если он не просто прошёл, значит, он не зря потратил время. А если он задаётся такими вопросами, если ему интересно, если он начинает, посетив этот музей, он придёт домой перечитает какую-нибудь книжку, что-нибудь посмотрит, где-нибудь, чем-нибудь, каким-то вопросом озадачится, уже, я считаю, большой прорыв – разбудить сознание.
ОЗ: Сергей, огромное вам спасибо за потрясающую виртуальную экскурсию. Я надеюсь, что довольно скоро я приеду Ростов, отдохнуть, и приду к вам в музей на настоящую экскурсию, и засыплю вас вопросами и также поступят многие наши слушатели, потому что у нас много пивных путешественников и выпуски о пивной культуре разных регионов, они всегда пользуются большим успехом. Людям это интересно и людям, конечно, интересно открывать для себя такие новые, действительно заряженные и с большой любовью и с большим профессионализмом, сделанные места, как
Ростовский музей пивоварения. Напомню для всех слушателей, что находится он на заводе «Балтика-Ростов», есть бесплатные экскурсии, приходите, смотрите и задавайте вопросы увлечённому историку, музееведу, Сергею Деркачу, который сегодня был в «Пивном сомелье». Ну что, Сергей, спасибо вам и до свидания.
СД: До свидания, всего лучшего.
ОЗ: Записаться на бесплатную экскурсию по ростовскому музею пивоварения можно на сайте baltika.ru, обратите внимание, что вам уже должно исполниться 18 лет.
Это было вкусное ток-шоу “Пивной сомелье”. Редакция выпуска: продюсер Станислав Жураковский, звукорежиссер Юрий Берингов, вела программу Ольга Зацепина. Счастливо!