Текстовая версия выпуска
Ольга Зацепина: Добрый день! Вы слушаете 13-выпуск вкусного ток-шоу «Пивной сомелье», первый в очередном сезоне – наша команда отдохнула, надегустировалась новых сортов пива в путешествиях и готова к подвигам! В виртуальной студии программы Ольга Зацепина, мне помогают звукорежиссер Юрий Берингов и продюсер Стас Жураковский. И мы с большой радостью открываем новый сезон «Пивного сомелье», где для вас, дорогие слушатели, припасено несколько сюрпризов, основанных на анализе статистики. Мы наблюдали, какие выпуски вы слушали больше всего и будем продолжать и развивать эти темы!
Еще одна хорошая новость – теперь программа доступна для скачивания не только на Подфм.ру и Арпод.ру, но и на новом подкаст-терминале Подстер.ру. Кстати, в айтюнс мы тоже по-прежнему есть :)
Начинаем как всегда с новостей, а после – интервью с большим пивным знатоком и коллекционером пивного фольклора Дмитрием Булдаковым.
Обнародован рецепт фирменного пива Обамы – американский президент, как известно, является большим поклонником пива. Теперь на сайте Белого дома опубликованы рецепты двух сортов, незабываемым вкусом которых неоднократно хвастался сам Обама. Помощник шеф-повара Белого дома Сэмюел Кас назвал напитки «неподражаемыми», выразив сожаление в том, что «мощности слабоваты, поэтому мы не можем напоить всех желающих».
Составными частями медового эля являются две примерно полуторалитровых банки легкой солодовой вытяжки, 450 граммов сухого экстракта солода, немного экстракта светлого и бисквитного солода, полкило специально приготовленного в Белом доме меда, несколько видов гранулированного хмеля, две чайных ложки сульфата кальция, пивные дрожжи и немножко кукурузного сахара. Темное медовое пиво в Белом доме готовят с использованием примерно тех же ингредиентов. На сайте Белого дома также даны подробные инструкции, как готовить эти напитки.
О том, что Обама купил на свои деньги мини-пивоварню и установил ее в Белом доме, весь мир узнал осенью прошлого года, когда президент угостил своим пивом американского сержанта, награжденного медалью за отвагу. А не так давно стало известно, что глава государства регулярно запасается своим пивом на время предвыборных поездок по стране.
Ароматизированное пиво пользуется особой популярностью в Великобритании. По данным компании Nielsen, занимающейся исследованиями рынков, продажи ароматизированного пива в Соединенном Королевстве в прошлом году выросли на 80%. Данный сегмент аналитики называют самым быстроразвивающимся на британском рынке пива. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет спрос на ароматизированное пиво в Великобритании будет постоянно расти, а рынок, соответственно, продолжит развиваться.
Первая в Великобритании женщина-пивной сомелье Софи Атертон отмечает, что ароматизированное пиво было разработано давно, но популярным оно становится только сейчас. Она связывает это с тем, что пиво стали продавать крупнейшие в стране супермаркеты. «Еще 10 лет назад нужно было сильно постараться, чтобы найти нечто подобное в местном гастрономе, а теперь оно есть в любом магазине». По мнению Атертон, многие потребители впервые пробуют ароматизированное пиво где-нибудь на отдыхе и, возвращаясь в Великобританию, хотят вспомнить отпуск и покупают подобную продукцию. Кстати, напиток хорошо подавать с фруктовыми десертами и шоколадом, считает пивной сомелье.
В Америке тем временем появилась пивная художница. Карен Эланд прославилась в интернете кофейными картинами, а теперь занялась бир-артом. Искусство основано на том, что пиво разных сортов, как и кофе разной крепости, оставляет на бумаге и ткани следы разных оттенков. Благодаря Карен интерес пивной живописи распространился далеко за пределы ее родного города Бенд в штате Орегон. Многие работы художница делает на заказ для дегустационных домов и элитных пивоварен со всего мира.
ОЗ: Гостем «Пивного Сомелье» сегодня становится Дмитрий Булдаков. Дима, привет.
Дмитрий Булдаков: Привет, Оля.
ОЗ: Мы этим разговором будет продолжать такую этнографическую серию, которая у нас в прошлом сезоне началась, будем говорить о культуре потребления пива, исторических всяких разных моментах, о том, как пиво закрепляется в общественном сознании и ты для этого человек, конечно, безумно подходящий. Потому что кроме того, что ты пивной путешественник и экскурсовод на пивоваренном заводе, ты ещё и собиратель пивного фольклора.
ДБ: Я надеюсь.
ОЗ: Ты-то надеешься, а я вообще, знаешь, когда мне об этом рассказали в питерской пивной тусовке, я подумала: «Ммм, пивной фольклор существует». Как ты первый раз с ним соприкоснулся и как ты понял что вот это что-то интересно и стоит это коллекционировать, собирать и показывать.
ДБ: Я не к тому, речь не идёт о том, что я собираю в книгу, в файлик, в запись, ещё как-то. Он просто накапливается как-то в голове, потому что, в принципе, пивной фольклор есть всегда. Он вокруг нас, это то, чем мы общаемся о пиве, то, как мы пиво интерпретируем и может быть, в форме пивного фольклора мы храним какие-то свои знания о пиве, это наш опыт.
ОЗ: Что ты относишь? Какие жанры ты относишь к этому фольклору? Я думаю, что какие-то анекдоты явно.
ДБ: Пивной фольклор – это вся информация, весь опыт, который получил человек о пиве, который не является научной информацией, не издан где-то, передаётся, в основном, устно, подлежит записи только с точки наблюдения как анекдот, его интересно рассказывать, но когда ты его записал, передал, что-то теряется, потому что часть рассказчика – это и есть часть анекдота. Это моё такое убеждение, может, кто-то так не считает – любители читать анекдоты в Интернете, что сейчас тоже популярно. Может быть, есть в Интернете пивной фольклор, вне всякого сомнения, тоже об этом можно поговорить, но я считаю, что в основном это всё-таки устно. Начинается всё в голове, высказывается всё ртом, голосом и, собственно говоря, из этого образовывается какая-то картинка.
ОЗ: У тебя какой топ-3 анекдотов о пиве? Так сложно выбрать сразу?
ДБ: Это сложно, может быть, это какие-то байки о пиве, может быть, они не очень приличные в какой-то степени, поэтому, давайте их не будем озвучивать. Если получится, то есть замечательный сайт биркульт.ru на котором периодически эта информация возникает. Возможно, если будет время, я это буду выкладывать. Пока попытки такие скромные всё это систематизировать тяжеловато.
ОЗ: Ну хорошо, вернёмся к анекдоту, всё-таки какой-то анекдот о пиве я должна из тебя извлечь, для того, чтобы повеселить наших слушателей.
ДБ: Я постараюсь попозже.
ОЗ: Хорошо, давай. Вернёмся к вопросу о том, как ты с этой темой соприкоснулся впервые, после чего у тебя вот эта матрица начала формироваться? Какой-то это был случай или ты просто в какой-то момент обнаружил, что, да, этой информации много в моей голове?
ДБ: Здесь больше немножко в подходе отношений ко всему, т.е. мне не очень нравится серьёзное накопление какой-то информации, мне больше нравятся всегда какие-то шутки-прибаутки и даже. Скажем, водим экскурсии по пивоваренному заводу нашему любимому – Балтика, всегда интереснее подавать информацию с юмором. Её невозможно подать сухую, нельзя рассказывать о ферментах, о сложении, не знаю, брожения, созревании – это будет очень сухо. Люди устанут через пять секунд, а проводить какие-то аналогии, например, рассказывать о том, что дрожжи, они как маленькие люди, они тоже образуют колонии, у них есть труженик, у них есть лентяй, можно даже с пчёлами – трутни провести аналогии. И когда ты рассказываешь эту картинку, она ложиться хорошо в сознании неподготовленного человека и тогда он уже пусть пока один грамм из будущего килограмма он усвоит, но потом, в дальнейшем, у него будет некая матрица, он будет усваивать и переваривать информацию в что-то, в чём сможет пользоваться в жизни.
Потому что, ещё раз говорю, этот фольклор пивной, можно собирателем-любителем меня назвать, мне больше эта сторона нравится, потому что именно через него человек – это первое приближение его к пониманию пива и здесь даже можно, я по образованию искусствовед. Когда мы говорим о понимании человеком чего-либо есть несколько пластов. Первый уровень приближения у нас будет мифы, фольклор. Как вижу, так и понимаю. Т.е. я вижу, что пиво пенится, наверное, это чудо. Я сварил сусло, я поставил его в определённое место и не знаю что там какая-то микрофлора, какие-то дрожжи там поселились. Я вижу, что оно потом стало бродить, появились пузырьки, появились пенные завитки. Потом, раз, получилось пиво. Либо чудо, либо фокус.
ОЗ: Мы к такому интересному моменту подходим, во многих местах земли, пиво – это вообще часть какого-то эпоса национального и давай об этом поговорим. Безумно интересная тема, в каких местах, в каких странах какие легенды о пиве ты знаешь и возможно как они сложились расскажешь?
ДБ: В основном, пивоварение возникало в тех странах, где похолоднее. Прижилось, возникало оно практически везде. Если говорить кто первый создал пиво, то, в принципе, какой первый народ появился – тот и создал. Все народы в стадии своей юности, детства, если хотите, может быть чуть попозже – отрочества, какой-то цивилизации, они всегда варили пиво. У них всегда что-то росло. Как правило, это в том числе это было зерно, соответственно, кто-то его забывал в какой-то влажной среде, оно начинало бродить, там создавалась своя микрофлора и из этого сбраживалось пиво.
Потом кто-то увлекался больше виноградорством, у кого-то виноград не рос и они занимались больше пивоварением. И очень часто, поскольку пиво является питательным источником, этот вариант обеззараживать воду в условиях если у вас эпидемия, холера, потому что эту воду кипятите. В пиве есть небольшое количество алкоголя, углекислого газа, хмель или какие-то травы в зависимости от региона и возникают микробы и получается такой напиток, который безопасен.
Например, представьте, вы живёте в пустыне, все болеют, у всех холера, очень неприятная атмосфера складывается из этого. Единственное, что вы можете пить – это пиво, у единиц возникает такое предположение, что это произошло не просто так. Возможно на него влияла некая сила, Бог, Дух, Священное животное, всё что угодно.
ОЗ: Сколько богов разных, которые покровительствуют пивоварению или создают пивоварение, ты можешь так спонтанно вспомнить?
ДБ: Опять же, у каждого народа была своя. Религия до тех пор, по крайней мере, не выливались в какие-то более крупные религиозные течения. Египет - Осирис, скандинавские страны в мифологии, например, Тор это мог быть. В России он не очень.., его звали <неразборчиво>, я не очень уверен в этом. Тоже такое было, квас, квасило, квасить, заквасить, не в смысле квасить как некоторые понимают.
ОЗ: Да, не в смысле квасить.
ДБ: А больше заквашивания, потому что люди не разделяли брожение, скисание продукта, видели что оно меняется. Получается что-то вкусное и что-то невкусное, собственно говоря. Этимология слова была такая.
ОЗ: Хорошо.
ДБ: У меня на эту тему есть маленькая статейка на том же биркульте, десяток покровителей пивоварения. Если брать уже ближе к нам, к русской культуре, 18-19 века, когда все регионы России были уже христианизированы за редким исключением. На Никльщину, ко Дню Святого Николая люди всегда готовили пиво, к зиме и в другое время года. Праздник? Праздник. Религиозный? Религиозный вне всякого сомнения. Бабушка у меня, откуда вообще какой-то интерес появился? Сначала к пиво появился интерес, потом уже к фольклору, но связь тем не менее была.
У меня бабушка жила в средней полосе, тогда ещё Калининская область, сейчас мы её называем Тверской областью, они на все праздники летом, на Ивана Купала обязательно готовили пиво. Детям давали сусло – оно сладкое, оно питательное, оно вкусное. Взрослые набирались немножко побольше терпения, пока сусло сбродится, пока получится пиво. Всем хорошо, всем приятно.
Религия в советские годы не была так актуальна, тем не менее, у нас народ готовит пиво. И даже недавно на экскурсии встретил человека, он, получается, земляк моей бабушки и мамы, он с Тверской области. Он рассказал, что до сих пор они готовят пиво, ржаное, ячменное, у него в огороде растёт хмель, они это устраивают под праздник. Не сказал бы что человек верующий, какой-то религиозный фанатик или ещё что-то.
ОЗ: Это вообще удивительный случай, когда сохранились действительно очень-очень старые традиции, вековые, когда они живут и чуть-чуть наблюдаем.
ДБ: Более того, при широком выборе различных кастрюль, половников, тёрок, мясорубок и прочего, что можно применять дома для варки пива, люди продолжали использовать для этого бабушкин инструмент, который, может быть, сделан её прадедушкой. Они деревянные, они старенькие у них, оказывается даже очень хорошо. Они все в действии, они работают. Может быть починены с помощью современных средств, но всё это существует, всё это хранится. Если получится когда-нибудь, такая мечта – выбраться в свободное, не по работе путешествие, объехать всё это, просто поговорить с людьми, чтобы их сильно не пугать и посмотреть как они дома делают. Потому что делают очень-очень много людей. Говорят об этом не все, может быть, кто-то боится, что их будут за это критиковать, типа: «Что ты готовишь пиво, есть же красивое, с красивой этикеткой, которое уже проверено, уже сделано», тем не менее, пусть делают дома – это тоже хорошо.
ОЗ: То-то своё, это знаешь как огурчики и помидорчики, которые есть в супермаркете, они тоже могут быть нормальные, но ведь есть свои такие домашние, с любовью выращенные.
ДБ: И даже не смотря на работу в большой компании, в компании Балтика, я всё равно считаю, что домашнее пивоварение должно развиваться, потому что оно в какой-то степени стимулирует и большие компании к новым открытиям. Потому что хорошо когда в одном регионе кто-то варит вкусное пиво, если оно становится популярным, то в принципе, на это обращают внимание и более серьёзные производители и готовы донести эту интересную вещь уже до более широкой аудитории. Хотелось чтобы это было так, по крайней мере.
ОЗ: Вот у нас недавно в пивном сомелье был гостем Дмитрий Чередниченко, который на пивоваренном конкурсе…
ДБ: Известный домашний пивовар.
ОЗ: Победил одним из своих сортов, он действительно тоже очень интересно рассказывал как домашние косятся на его кастрюли и всё-таки скрепя сердце говорят: «Ладно, что ж, принимаем мы тебя со всем пивом». С мешком солода на балконе.
ДБ: Да, это своего рода спорт, сначала ты покупаешь попроще оборудование, потом побольше и соответственно растут и навыки. Потом ты становишься человеком, который в этом плане независимый, который имеет своё собственное суждение. Мы говорим не о том, что он посмотрел рекламный ролик или его свозили на экскурсию и за ручку свозили в те или иные месте уже известные. Он сам варит, он сам знает что из чего происходит. Его уже не купишь рекламной какой-то картинкой, он действительно дисциплинирует всю пивную сообщество, если хороший пивовар. Дима – хороший пивовар, я пробовал его пиво, я с ним знаком, дай Бог каждому в той или иной степени готовить своё пиво. Хорошо.
ОЗ: Да, он конечно очень увлечённый парень и это чувствуется, чувствовалось по нашему разговору. А я предлагаю тебе двинуться дальше по историческому лайнапу виртуальному, который мы представили, мы начали с древнейших времён, поговорили немного о пивной мифологии, я кстати, буду ждать чтобы ты мне прислал ссылку на свой пост о 10-и покровителях пива. Мы его покажем в шоу нотах, чтобы наши слушатели могли прочитать, познакомиться с этой информацией. Возможно, это им будет интересно.
Вот, давай от мифологии двигаться дальше, когда стали возникать ещё какие-то форматы такого фолка и народного творчества узкого и коллективного бессознательного, связанного с пивом?
ДБ: Я бы продолжил эту мысль, которую минуты три с половиной назад я начал озвучивать о том, что фольклор – устная традиция. Байки, прибаутки – это приближение нашего понимания пива, потому что нам так проще. Мы пытаемся разобрать пиво, исходя из опытна не пивного, мы рассуждаем о пиве на уровне аналогии с другими вещами. После того как появляется более глубокое понимание, человек начинает относится к пиву, если оно понравилось, то с уважением. Если даже не понравилось, но он видит, что это нравится другим, это всё равно достойный продукт, он уважает его как противника, своего оппонента в мире напитков. И здесь бы я сказал, что вступают религиозные отношения.
Человек не просто понял, осознал, начинаешь уважать, начинаешь продвигать эту идею в массы, начинаешь систематизировать эти знания и здесь очень хороший пример опять же с брожением, не знаю от чего пиво бродит, откуда появляются эти пенные завитки, что в нём поселяется? Это либо чудо, любо фокус, любо что-то случилось. Дело происходило в средневековой Европе, например, и тут же это привлекло внимание, угадайте кого?
ОЗ: Кого?
ДБ: Католической церкви, или протестантской, в зависимости от того в какое время эта ситуация возникала. И происходит чудо, мы понимаем, что все чудеса – это действия какой-то сверхъестественной силы, а поскольку в христианской традиции сверхъестественные силы делятся на чёрное и белое, то церковь как представитель белой стороны должна защищать пиво от чёрной. Потому что если церковь не защитит, тогда скорее всего, чудо в вашем подвале происходило, извините, с очень большой вероятностью под воздействием дьявола. Соответственно, платите церкви определённую таксу, сдаёте определённое количество пива, назовём это на сертификацию, на экспертизу. Но, она была религиозной, скорее всего, просто употребление шло к столу той или иной монастырской общины. Вешались распятья в пивоварнях, какие-то сакральные символы и так далее.
После этого, техническая революция, масса открытий, открытия в том числе, в микробиологии, пивоварение становится уже на научные рельсы, уже не очень понятно зачем платить церкви тот или иной налог, зачем вешать какие-то крестики в тех или иных местах, где готовится пиво, Давать церкви эту бочку пива, приглашать монахов, именно в монастырях открывать пивоварню и пиво становится таким хорошо изученным продуктом, который можно повторять. Рецепты, которого можно переносить по всему миру, не обязательно только в определённом священном месте готовить. В большей степени, потому что понятно, что это какие-то редкие сорта, которые привязаны к одному месту. И вот это уже третий уровень приближения. Первый был такой миф, он же фольклор, назовём его так. И мифы до сих пор существуют, твои собеседники неоднократно здесь озвучивали.
ОЗ: У нас даже, знаешь, есть в каждом выпуске такой традиционный вопрос, который мы всем задаём: какой миф о пиве вам чаще всего приходится слышать и как вы его опровергаете, как вы объясняете?
ДБ: С эти проще, если ты не против, я вот сейчас это закончим и про миф.
ОЗ: Да, вернёмся к этому.
ДБ: Без проблем, с этим всё в порядке, потому что это будни в какой-то степени наши. И когда вы переводите пиво на научную вещь, может быть, оно становится скучнее, зато, по крайней мере, по нему всё понятно и мы можем создавать пиво не каким-то интуитивным путём, сегодня это положу и получится вот то. А уже просчитывать вариант заблаговременно, тиражировать, писать об этом книжки. Может быть, что-то теряется, поэтому дай Бог, чтобы всё-таки фольклор и религиозная составляющая пива присутствовали и тоже это в какой-то степени радует.
ОЗ: Это, знаешь, такие иные сторонники, они могут объяснить и тем, что мысли материальны, когда мы о чём-то думаем, мы некие сущности создаём и конечно, вот это большое количество увлечённых пивоварением людей, которые коллективно постоянно думают и говорят о пиве, бесспорно создают какие-то некие мыслительные сущности о которых в том числе мы сейчас и будем разговаривать. Ну что, к вопросу о мифе вернёмся тогда?
ДБ: Миф, ну сейчас, пару секунд на размышление. Самый частый, это всё просто, я думаю, их озвучивали постоянно – это в том, что в пиво добавляется спирт, что пиво крепче 5,5 %-6% в зависимости от персонального опыта отвечающего, что пива крепче 5-6% не существует, обязательно нужно добавить спирт, чтобы оно стало крепче. Я лично на работе, я провожу параллель с вином. Никого не удивляет, что вино может 13,14,15 % алкоголя, бывает и побольше, потому что оно было всегда таким. Потому что привыкли, вот если вино подашь 53% алкоголя, вот это скорее всего, вызовет у человека какие-то вопросы. А пиво всегда было 4,5, 4-6%, ну 7% алкоголя появляется, там Балтика 9, целый ряд сортов и привозятся они в Россию.
ОЗ: Тактический ядерный пингвин.
ДБ: Тактический ядерный пингвин – нет, я помню, когда я был студентом, не буду никакой рекламы делать, было одно пиво, оно было значительно крепче 9, оно было в свободном доступе, ещё когда таможенники, так скажем, когда у нас не выработалось в стране новое законодательство на счёт ввоза тех или иных напитков, оно было значительно крепче. Многие забыли, кто постарше, если бы я озвучил сейчас. На правах рекламы, многие бы сразу вспомнили.
ОЗ: Да ладно, скажи шепотом. Мы же говорим про исторические сорта про всякие разные тихонечко.
ДБ: Это не отечественное пиво сразу скажу, название говорить не буду.
ОЗ: Ну ладно, договорились.
ДБ: Воздержимся, хорошо, что мы тренировались, пускай эти воспоминания, которые уже отошли на задний план. Сейчас там у всех, понятно, голова забита живым, неживым пивом и чем-то в этом роде, пускай обратятся к тому, что радовало когда-то, потому что, в принципе, все стереотипы, которые складываются о современном пиве, они складываются на базе прошлый переживаний. И пускай человек вспомнит, что первые сорта, самые простые, которые просто банками, контейнерами привозились к нам из-за рубежа, на столько радовали человека и прошло, например, 15 лет и сейчас те же самые сорта, в тех же баночках, в тех же самых коробочках, они наоборот стали предметом осуждения, что поменялось?
ОЗ: Слушай…
ДБ: Пиво наврятли.
ОЗ: Возможно, немножко поменялось оборудование на котором оно всё варится, но мне кажется, что рецепты и пиво осталось тем же, поменялись люди, которые говорят.
ДБ: Есть объективные вещи, которые в пиве, у него вкус, как урожайность, качество воды, с годами оно, к сожалению, лучше не становится и тоже это нужно учитывать. Но, самое-то главное – меняется субъект.
ОЗ: И массовое сознание меняется.
ДБ: Может быть, отношения с пивом, они глубоко интимны, они у каждого индивидуальны складываются и каждый будет отстаивать свою любовь к конкретному пиву и только потом уже рухнет под напором какого-то общественного мнения, а в целом, поменялся сам человек. Т.е. меняется его миф.
Что касается самого популярного мифа, который сейчас существует – живое пиво. Уже да, тут несколько раз это всё рассказывалось. Это всё очень интересно, обычно как я рассказываю об этом, это то, что не бывает пиво живого или неживого, а бывает зараженное и незаражённое. Объясняю, рассказывал об этом кто-нибудь из присутствующих? Вот именно с этой точки зрения.
ОЗ: Мы довольно много говорим о живом и неживом пиве, но давай про заражённое и незаражённое пиво, ещё никто не блестел чешуёй.
ДБ: Как я объясняю, два таких ключевых, глобальных фактора, которые, с которыми сталкивается человек, когда дома варит пиво или когда он покупает пиво на розлив там бутылку, которую ему дают, это первый фактор – кислород. Т.е. если ваше пиво наливается так, что в него попадает кислород, оно будет окисляться, т.е. в нём будет происходит простая химическая реакция. Можете открыть любую бутылку магазинного пива, вскрыть эту упаковку и снова закрыть и попробовать это пиво на утро. Оно не будет точно таким же, произойдёт, это будет как раз эффект быстрого изменения вкуса этого пива.
А второй фактор – это посторонняя микрофлора, поскольку пиво очень питательная среда на только для человека, да, но и для микроорганизмов, которые там существуют. Если мы возьмём грязную посуду, если мы возьмём туже самую экспериментальную бутылку дунем туда.
ОЗ: Ещё добавить туда организмов.
ДБ: Закроем, поставим, но не в холодильник, а в то место, где им будет приятно размножаться, вести свои эти процессы, оно тоже будет портится значительно быстрее, чем пиво, которое было в целостной упаковке. Вот это первое. Честно говоря, целый ряд точек, которые раньше занимались живым пивом, но сейчас они отходят от этой концепции, отходят от этой парадигмы и стараются всё-таки просто предлагать пиво, потому что оно вкуснее. Вкуснее не потому что, да, бывают вкусные сорта пива разливных, я ничего не говорю, такое бывает. Но, они вкусные не потому что они живые.
ОЗ: Потому что они просто хорошие.
ДБ: Они просто другие, человек сравнивает тёплое с мягким.
ОЗ: Мы с тобой, по-моему, дегустировали, а нет, мы с тобой неживой сорт дегустировали в «Дегустационном зале», ты к нам приходил раньше.
ДБ: Не мёртвый, я бы так сказал, учитывая, что к этим понятиям я отношусь глубоко скептически.
ОЗ: Ну вот, наши гости они предлагают такую ироническую концепцию, что не бывает мёртвого пива, что это живой напиток, который создаётся из природных всяких разных ингредиентов и точно также как вино, как оно может быть, когда в нём и характер винограда и то и сё и пятое-десятое ив пиве тоже есть и вклад зерна и вклад дрожжей, у людей не поднимается язык называть это мёртвым, но а живые массовое сознание так причудливо выдаёт эту историю.
ДБ: Это пройдёт, это первый уровень знакомства потребителя с микробиологией, потому что, на самом деле, если там глубоко вникать, если человек из лаборатории, конечно, на много больше всё это рассказал, на много более развёрнуто все эти факты раскрыл, в целом, я думаю, что это пройдёт. Это нормально, хорошо, что вообще это есть, это стимулирует какой-то интерес к пиву и поэтому человек два года попивший живое пиво, потом вдруг он уже начнёт понимать, что в целом дело не в том, жизнь, не жизнь, короткий срок годности, длинный срок годности.
ОЗ: Пастеризация, не пастеризация.
ДБ: Пастеризация, её почему-то называют постерилизацией – это какой-то совершенно новый процесс, наверное, пройдёт, нормально всё, человек поездит, человек по магазинам походит. Если кто-то это слышит, уважаемые слушатели, я думаю, что всё не зря здесь говориться, вы не бойтесь пробовать новое пиво, если привыкли пить светлое пиво – попробуйте тёмное. Самое простое, если привыкли пить лёгкое пиво – попробуйте крепкое пиво. Если привыкли пить пиво только из воды, солода и хмеля – попробуйте из воды, солода с базиликом, с чередой и хмель или вместо хмеля может быть это будет акация или что-то ещё. Это, в конце концов, получите удар по носу за такую смелость, но будите знать, что это пиво не варится. Но пива огромное количество сортов, там несколько десятков тысяч сортов существует в мире и почему бы себя ограничивать каким-то одним?
ОЗ: Я думаю, что завершать этот разговор стоит таким современным срезом пласта массового сознания, что ты можешь сказать, как сейчас люди смотрят на пиво, как они его видят, как они его осмысляют?
ДБ: Слава Богу, появляется большое количество людей, которые относятся к пиву не как к алкоголю, т.е. покупая в магазине пиво они не смотрят на то, сколько в нём процентов алкоголя содержится по объёму и сколько это пиво стоит. И в зависимости от этого, производя не хитрую калькуляцию сколько стоит такое-то количество алкоголя, они выбирают не то, что более меняет потом их замечательное сознание, а всё-таки они интересуются чем-то необычным. И здесь уже появляется группа людей, не группа, скажем, большой, значимый, ощутимый процент, который воспринимает пиво как продукт питания. Один из продуктов питания, напиток, который может пользоваться ежедневно, главное уметь им пользоваться.
Поскольку есть такая тенденция, что человек выбирает из продуктов максимально здоровые, он же читает этикетку, он же читает состав. Слава Богу, кстати, в России на пиве очень содержательная этикетка, например, сравнить с американской этикеткой, наша этикетка – она позволяет очень много чего получить, если не полениться повернуть бутылочку не только красивой стороной, а информативной и эту информацию прочитать. Как продукты питания, молоко, колбасы, не знаю, мясо, сыры и прочее многим интересно из чего сделаны, более того масса народу приходит на экскурсии и интересуется как это всё происходило. Действительно ли это всё правда, что рассказывают в своём рекламном ролике. Тоже самое отношение и к пиву, они тоже интересуются как это было сделано, некоторые пробуют это сделать дома, они уже делают ставку на здоровье. Т.е. они не говорят о том, что я не буду пить пиво никогда, да, я собственно уйду в монастырь и буду питаться водой и хлебом. Пиво нормальное – оно занимает достойное место у них на столе и люди готовы покупать пиво за большие деньги.
Скажем, 10 лет назад что человек будет покупать пиво по цене 20 долларов за бутылку, мало кто бы увлёкся на это и откликнулся, а сейчас эта категория людей тоже появляется. Люди проходят в ресторан, они уже начинают выбирать какое пиво им интересно, там пока не будем углубляться сильно, пока сложно говорить действительно ли человек хорошо разбирается в пиве или не хорошо, потому что интерес есть и интерес углублять свои знания в пиве – это очень хорошо. Где-то я слышал, что один человек, читавший исследования, что пиво сейчас входит в десятку крупнейших мировых трендов то, чем интересуется человек, то, чему хочет учиться. Т.е. существует большой спрос на информацию о пиве. Если вы будите просто готовить пиво – это будет уже за пределами этого интереса, если вы будите делать интересное пиво, если вы будите красиво украшать, если вы будите не просто его продавать, а ещё и рассказывать о том какое это пиво, как им пользоваться, учить им и вот «Пивной сомелье», который у нас организовался в прошлом году – замечательный проект, тоже, собственно говоря, наши пять копеек в эти мировые весы, которые всё-таки склоняют чащу в сторону пива, нежели просто алкоголя такого. Мне кажется, это очень важно и дай Бог.
ОЗ: По этому мы собственно здесь и сидим, я думаю, что мы сегодня нагнали достаточно интриги, чтобы уже рассказать классный, интересный, весёлый анекдот о пиве, ну, пожалуйста, сделай это.
ДБ: Ну, он может быть не классный и не интересный.
ОЗ: Но, весёлый хоть?
ДБ: Скажем, на тему того, что я вспомнил.
ОЗ: Давай.
ДБ: Учёные наконец-то добавили к числу ПИ число ВО и ходят безумно счастливые, чего и вам желаю.
ОЗ: Да, спасибо большое, Дима, это был пивной этнограф, путешественник, бирофил.
ДБ: Любитель пивного фольклора, потому что этнограф, бирофил – какие-то страшные все названия, может быть, пугающие человека, может быть, действительно завышающие.
ОЗ: И хороший, весёлый парень, который действительно любит пиво и любит рассказывать о нём интересные вещи – Дмитрий Булдаков, пока.
ДБ: Спасибо, Оля. Пока, пока.